Независимый информационный портал города Кашира!
Регистрация / Авторизация

Пожалуйста, войдите под своими учетными данными или зарегистрируйтесь, что бы добавлять материалы на сайт.

Войти с помощью:


Восстановить пароль!
+9°
пасмурно ветер 4,7 м/с, З

Источник счастья

 

Настоятель Никитского храма, иеромонах Александр Волков


- Что значит быть настоятелем храма?

- Настоятель – это некое послушание, которое даёт священникам митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий. Он поручает священнику в этом храме совершать богослужение, следить, чтобы здесь было тепло, светло, комфортно, чтоб здесь были сотрудники, которые помогали бы людям в разных ситуациях. Настоятель совмещает в себе две функции. С одной стороны, хозяйственная, с другой стороны духовная. Люди приходят не за получением неких услуг, а за духовной помощью, чтобы помолиться, чтобы исповедоваться, задать какие-то вопросы, их интересующие, окрестить ребёнка. Священник является своего рода администратором, хозяйственником, а с другой стороны отцом, призван, по крайней мере, им быть, призван к этому стремиться.

- Как давно вы служите?

- С 2015 года. В июне закончил Коломенскую духовную семинарию и этот храм стал для меня первым и, слава Богу, пока единственным местом служения.

- Какие жизненные обстоятельства способствовали вашему православному мировоззрению?

- Сложно сказать. У каждого человека верующего есть какой-то момент, когда он осознаёт, что он поверил в Бога и Господь является его неотъемлемой частью его жизни. У каждого человека эти моменты разные. Некоторые говорят, что верят в душе, потом начинают воцерковляться. У других происходит событие, чудо какое-то или встреча с верующим человеком, даже со святым, может быть. Мне это сказать сложно. Когда мне было пять лет в 1991 году, меня крестили в храме Флора и Лавра г. Каширы. И вот с того момента, может быть не во всём осознанно, где-то отступая, где-то возвращаясь, всё равно моя жизнь была как-то связана с Богом. Потом началось в более старшем возрасте, лет в 10-12, сознательное воцерковление. Я начал ходить в храм, читать книги, молиться. Главный момент в моей жизни для становления православного мировоззрения стало крещение. Вера поселилась тогда и больше не уходила. Я рос в обычной типичной советской семье, когда люди в Бога верили и иконы дома были, но с церковью никакой связи не было. Я первым из семьи начал ходить в храм регулярно. Дома мне никогда не запрещали молиться, ходить в храм. Сталкивался, конечно, с непониманием со стороны близких и одноклассников. Это были 90-е- 2000 –е годы. Для многих вера ещё была в диковинку. Многие из тех, кого я знал, потом своё мнение поменяли. Некоторые сейчас приходят в храм.

- Расскажите о своём круге общения и со всеми ли бываете открытыми?

- Круг общения разный, на самом деле. Как священник, как настоятель, особенно в последнее время, когда в Никитском храме была масштабная реконструкция, я общался с огромным количеством людей, в телефонной книжке наберётся около 500 контактов совершенно разных людей. С кем – то сталкиваешься по вопросам строительным, хозяйственным. Понятное дело, когда идёт масштабная реконструкция, со строителями и со всеми, кто обеспечивает работы, приходится общаться. Отношения между людьми разные бывают, но конфликтов, слава Богу, не было. В то же время постоянно нужно общаться с людьми, которые в храм приходят. Бывает, люди пришли, получили ответ на свой вопрос и пока на этом для них общение с церковью закончено. Но многие продолжают приходит в храм, общаться с прихожанами. А что касается круга общения друзей или приятелей… это сложно. Когда человек верующим не является, у него совершенно другое мировоззрение, совершенно другие интересы в жизни, совершенно другое понимание этой жизни. Иногда с такими людьми не находишь никаких точек соприкосновения. Немало людей, с которыми в школе, в институте учился и в армии служил, но мы, можно сказать, находимся в разных измерениях. Нам друг с другом не всегда получается найти общий язык, из-за этого общение часто не происходит. Жизнь, так или иначе, со многими людьми, которых раньше знал, сводит. Как ни странно, к Богу очень многие обращаются. Казалось бы, человек, от которого ты этого не ожидал даже, оказывается верующим через какое-то время, пройдя через какие-то обстоятельства жизненные, через какие-то перипетии, которые Господь нам иногда даёт. Круг друзей очень узкий, но мы общаемся.

- В чём заключается роль священнослужителя, когда прихожане исповедуются и какие грехи встречаются чаще всего?

- Священник в молитве перед исповедью свою роль обозначает так: «Я же только свидетель». Священник в этом отношении выступает как свидетель покаяния человека. Здесь Бог и человек наедине. А священник лишь свидетельствует о том, что человек готов действительно покаяться. Понятное дело, любой человек может наедине с Богом в чём угодно покаяться, ведь Бог нас знает и так, как облупленных. Но сделать это в присутствии другого человека означает, что грех этот мы уже ненавидим, грех этот уже не является частью меня, этот грех чужд мне. Когда человек приходит на исповедь, он свидетельствует: «Господи, я в присутствии другого человека могу сказать, что мы с грехом разные. Забери этот грех от меня». Священник выступает таким свидетелем. Если человек готов в присутствии другого рассказать о своём грехе, покаяться в нём, значит в нём действительно созрело покаяние. В церкви люди ищут не только разрешения от грехов, не только это таинство, у людей постоянно возникают какие-то жизненные вопросы, жизненные ситуации, в которых они хотят поступить по – христиански, но не всегда они могут почерпнуть информацию из книг, из каких – то телепередач, из интернета. Ситуаций очень много разных, поэтому конкретную ситуацию человек говорит священнику. Он же, исходя из своих знаний, опыта, старается дать совет, как надо в конкретной ситуации поступить. У священника такая двоякая роль. С одной стороны, он выступает свидетелем, а с другой стороны он является человеком, который может дать совет, наставление.

Грехи, в основном, у всех людей одинаковые. Для каждого человека есть свой набор. Самое главное, понимание того, что грех- это то, что нас с Богом разлучает. Для одного человека –это одни вещи, мысли, поступки, а для другого человека другие. С одной стороны, двух одинаковых ситуаций не бывает, с другой стороны, те грехи, которые у нас с вами есть в той или иной мере присущи каждому. У одного в большей степени, у другого в меньшей.

- Всё ли можно простить человеку?

- Церковь свидетельствует и Евангелие об этом говорит, что любой грех может проститься человеку, если человек в нём искренне покается. Если человек не кается, то он себя с грехом отождествляет, ставит знак равенства. Вот Я, я такой и есть. Если он себя не может отделить от греха, хотя бы мысленно, тогда грех очень сложно простить. Господь не может насильно взять и оторвать его страсти, привычки. Когда человек хочет от этого избавиться, то Господь даёт ему на это силы, у такого человека есть желание, изменения происходят.

- Как подготовиться к исповеди?

- Обычно, людям, которые в первый раз приходят, некоторые даже случайно попадают на исповедь, говорю так: «Назовите слова, дела, мысли, за которые вам стыдно перед Богом, людьми и перед сами собой». У каждого человека в жизни, так или иначе, греховный набор слов, дел и мыслей присутствует. Это и есть то самое главное начало. Человеку на исповеди надо избавиться от того, что камнем лежит у него на совести. Если он это сделает, то чуть позже, если человек будет стремиться к Богу, открывается некий новый пласт, о котором он даже не думал, не размышлял. Это и есть то духовное возрастание, когда человек, приближаясь к Богу, всё больше и больше очищается.

- Как надо себя вести в храме? Некоторые люди стесняются приходить, не знают, как себя вести, а хотят быть поближе к Богу. Как себя вести в храме, чтобы не стыдно было за себя?

- В храме надо вести себя естественно, как в любом общественном месте. Здесь не надо перегибать палку, слишком сильно стесняться чего-то. Здесь такие же люди, к Богу приходят, и Господь каждого принимает. Не надо, конечно, нарушать элементарные нормы приличия. И этого достаточно. С другой стороны, цель визита в храм у человека должна быть не только в том, чтобы посмотреть архитектуру, внутреннее убранство и всё прочее. Самая –то главная цель, ради которой человек приходит в храм – это к Богу обратиться. Многие наши современники говорят: «Бог у меня в душе!» Это то же самое, что, например, жениться и со своей женой не жить, я и так её люблю. Без постоянного общения эта любовь затухает. Если даже с родными людьми перестанем общаться в случае переезда или ещё что-то происходит, перестаём на некоторое время общаться, то они потихонечку чужими становятся. То же самое с Богом. В храме есть некое особенное присутствие Бога и в таинстве, и просто в пространстве храма. Поэтому, приходя в храм, мы, прежде всего должны искать общение с Богом. Это самое главное. Не надо зацикливаться на обрядовой стороне, платки, юбки или ещё что-то. Надо понимать, если ты пришёл в храм, то надо вести себя соответственно с теми традициями, которые есть у нас в церкви.

Выступление на конференции педагогических работников

 -Расскажите, пожалуйста, о своих впечатлениях, связанных с визитом патриарха Кирилла.

- Впечатления очень положительные остались. К этому визиту мы очень долго готовились. Готовились не только в рамках нашего храма. Задействована были и администрация, и прихожане, и верующие люди Каширы. Они все внесли огромный вклад. Сложность состояла в том, что очень быстрыми темпами шла реконструкция храма и территории. Не всё зависело от меня, но и от других людей. Общими усилиями, преодолевая суету всю, нам удалось достойно оказать приём Главе русской православной церкви. Это, на самом деле, визит исторический. За всю историю Каширы такого не было. И сам патриарх, и митрополит Ювеналий очень довольны городом Кашира и Преображенским собором, где служили литургию, и целым комплексом Никитского монастыря. Волнение было, потому что такое событие бывает раз в жизни. Волнение было у всех, и у меня, и у другого духовенства, и у администрации присутствовало. Понятно, что патриарх не является начальством для администрации, но  хочется такому высокому лицу оказать достойный приём. С Божьей помощью всё прошло хорошо. Участие отца Александра на занятии семейного клуба "Растём вместе" д/с 9. Тема "Дорога добра"


Дети знают, что символом года волонтёров и добровольцев стали разноцветные ладошки, тянущиеся кверху. 
На детских работах - ладошки с сердечком посередине и надпись " Я готов делать добро"

 - Какое яркое запоминающееся событие в Вашей практике?

На сегодняшний день, самое яркое событие – это возрождение Никитского храма. То, что здесь произошло на Каширской земле, иначе, как чудом и не назовёшь. Когда этот храм, ещё в 2008 году трудами отца Виталия Коценко и каширского духовенства был передан русской православной церкви, на этом месте была чулочная фабрика, здесь была разруха колоссальная. То же касается и Преображенского храма. Собор отчасти был восстановлен Валерием Сосковцом, настоятелем Введенского храма, ныне благочинный Каширского округа. Когда я сюда пришёл, понимание того, что это восстановление займёт десятилетия, может быть и всю мою жизнь, это было, с самого начала было. И когда потихонечку фонд «Возрождение порушенных святынь» Московской епархии начал подключаться, силами которого были восстановлены эти храмы, тогда тоже не всегда надежда была, не сразу нам сказали: «Сейчас вот возьмём и всё вам восстановим». Всё шло очень быстро, в течение двух лет всего лишь, но за каждый этап я переживал. То, что из руин воздвигнут такой комплекс - является главным чудом на сегодняшний день, которое произошло в моей практике.

- Какое изречение из православной литературы вам близко?

- Их много на самом деле. Жизнь верующего человека не статична, скажем так. Человек постоянно меняется. И понятное дело, на каждом этапе жизненного пути верующего человека, как и неверующего, ждут некие такие открытия в отношении с Богом, в отношении с ближними. И когда человек меняется, у него постоянно возникают какие-то новые слова, фразы, что способствует возможности выразить его внутреннее состояние. Избранного выражения нет, потому что всё течёт, меняется. То ты открываешь для себя одно, через какое-то время что-то ещё, в третий ты обращаешь внимание на то, на что раньше не обращал внимание, что-то нам Господь открывает. Это и есть некая духовную жизнь. Мы постоянно открываем в себе, в людях и в Боге что-то новое. И Евангелие, самая главная наша книга, и многие творения святых отцов являются неким единым источником, из которого мы постоянно черпаем новые мысли.

Выступление в МБУ ДПО "Учебно-методический центр"

- Какую литературу посоветуете читать начинающему христианину?

- Мы, слава Богу, живём в такое время, когда литература у нас есть и в храмах, и в магазинах, и в интернете, и в газете есть православные рубрики. Для человека, который начинает воцерковляться, выбор литературы очень большой, начиная от таких, как «Первые шаги в храме», «Основы православной веры». Здесь человек сам может себе выбрать, то что ему ближе. В интернете, задав поисковой запрос, скорее всего, человек найдёт, что ему нужно. У нас сейчас огромное количество православных ресурсов. Единственное, важно здесь не ошибиться, особенно в интернете, где контроля над информацией гораздо меньше, там очень легко наткнуться на сайты, которые выдают себя за православные, а внутри себя несут некую такую псевдоправославную информацию, которая к православию имеет очень отдалённое отношение. Когда человек покупает книгу, берёт в библиотеке храма, он может быть уверен, что книга проверена, действительно православная. Надо покупать или брать в библиотеке книги те, что церковью одобрены.

- Чего не хватает людям, чтобы чувствовать себя счастливыми?

Есть хорошее выражение святого блаженного Августина. Он в молитве, обращаясь к Богу, говорит так: «Ты создал нас для Себя, и не знает покоя сердце наше, пока не успокоится в Тебе». Удивительным образом, полнота жизни, счастье скрывается в общении с Богом, человек именно для этого и создан. Когда мы пытаемся заменить это общение чем-то, а заменить человеку можно многим, или грехами и страстями, или поисками чего-то земного, беготнёй ежедневной за благами земными, делами и прочее, человек не может даже остановиться, чтобы подумать о жизни. Здесь, конечно, почувствовать полноту жизни, радость, счастье очень сложно.  С другой стороны, люди, которые Бога нашли, они живут совершенно в разных и жизненных условиях, и богатые или бедные, занимаются каким-то творчеством или, наоборот, рутинной работой. Их всех объединяет одно, у них в душе, место, которое предназначено для Бога, оно заполнено, самое главное место в душе человека. А люди, которые пытаются это место заставить вещами, страстями, какими-то удовольствиями, поисками чего-то в своей жизни, на что они тратят свои жизненные, интеллектуальные и творческие силы, у них всегда в этом месте остаётся пустота.  Бывает, что с точки зрения земной, человек достиг всего, а счастья нет. А бывает так, с точки зрения мирской, человек является неудачником, а в душе есть настоящее счастье, потому что он вместе с Богом.  Источник счастья - это Господь Бог. Человека можно сравнить с птицей. Птица может жить в клетке. Её будут кормить, поить, всё у неё хорошо, но она всё время будет чувствовать, что создана для чего большего, она будет чувствовать жажду полёта, жажду неба, жажду свободы. То же самое и человек. Человек может жить по-разному. Пока он не приобретёт полёт и свободу вместе с Богом, пока он не расправит крылья свои, говорить о полноте жизни и о счастье очень сложно.

- Какие формы работы вы используете с молодёжью?

Надо сказать, что приход Никитского храма пережил очень много. С самого начала, когда я сюда пришёл, у нас организовалась воскресная школа. За три года дети подросли, стали уже молодёжью. Когда была реконструкция, храм пришлось закрыть. Год, наверно, не было богослужений. Я служил в других храмах. Прихожане тоже ходили по разным храмам. Мы пытались поддерживать отношения. А сейчас у нас, можно сказать, новый этап. Храм готов. Сейчас самый сложный этап – наладить приходскую жизнь. Внимание молодёжи уделяется самое большое. Главное в работе с молодёжью не форма, а содержание. Формы могут быть разные. С молодёжью можно чем угодно заниматься, творчеством, волонтёрской работой и др. Главная цель любой приходской деятельности – это человека привести к Богу. Неважно, какая это деятельность, фотокружок или волонтёрство, или какой-то клуб по изучению священно писания, или походы. Форм очень много. Самое главное – всё должно вести ко Христу. А если этого нет, то получается, что работа теряет смысл. Вроде мы чем-то занимаемся, а цели своей не достигаем. С детьми занимается огромное количество людей в Кашире, профессионалы своего дела, много кружков, секций, всего чего угодно. В отличие от этой работы, наша цель – человека к Богу привести.

- Как вы проводите отпуск, досуг свой, свободное время?

У священника свободного времени довольно мало. Как все остальные люди, я люблю читать, прогуливаться. Много езжу с прихожанами по святым местам Подмосковья на экскурсии, в паломничество. Путешествий хватает.

- Ваши родные близки к церкви сейчас?

 - Отец у меня умер. А мама стала верующим человеком, активной, воцерковлённой, сейчас мне всячески помогает в храме.

- Известно вам чувство гнева?

Как и любой человек, священник, как христианин пытается со своими страстями бороться, пытается меняться в лучшую сторону. Так или иначе, страсти, которые есть, присущи каждому из нас в большей или меньшей степени.

- Соблюдение постов необходимо человеку?

В церкви есть определённый ритм жизни, есть посты, есть праздники. В священно писании сказано: «Есть время плакать, есть время радоваться». Посты в этом отношении являются не то, чтобы временем плача, это время особой сосредоточенности, духовной жизни. Здесь вопрос не только в количестве и качестве еды, пост не может превратиться просто в диету, тогда он теряет смысл. Когда мы ограничиваем себя в пище, начинают пробуждаться наши внутренние духовные силы, нам легче обратиться к Богу. Пост является для человека неким лекарством, чтобы вырваться из всего того, что ему мешает быть с Богом, леность, нерадивость, привычки дурные. Пост – это время, когда человек особым образом пытается сосредоточиться на духовной жизни, избавиться от того, что ему мешает, от своих грехов, страстей, привычек. Ограничение в пище, молитва, посещение храма сильно помогают выдернуть нас из земного круговорота вещей и хоть немного обратить внимание на духовность. Понятно, что человек не может в этом ритме постоянно жить, поэтому посты сменяются временем некого отдохновения. Есть посты, а есть праздники.

- Храм – это ваше детище, можно сказать. Каким вы его видите? Что ждёте? О чём мечтаете?

- Когда я сюда пришёл, здесь была огромная разруха. Я сюда водил близких, друзей на экскурсии. Всё время я им рассказывал, как здесь должно быть, потому что храм был сильно перестроен в советские годы и местами разрушен. Я говорил: «Здесь колокольня должна быть, вот этих зданий не должно быть…». Я рассказывал, в основном, про внешнюю сторону храма. А вот сейчас чудесным образом внешнее есть у нас. У многих храмов на это уходили десятилетия. Благодаря митрополиту Ювеналию, губернатору Андрею Юрьевичу Воробьеву, благотворительному фонду, прихожанам, каширянам, у нас есть стены. Но у храма, самое главное, не стены, а люди. Людям должно быть хорошо и комфортно. Хочется, чтобы храм был наполнен людьми, которые находили бы здесь то главное, что они ищут в храме, настоящую веру, кому – то утешение, кому-то наставления. Важно, чтобы, приходя сюда, люди чувствовали себя как в том месте, где действительно обитает Господь.


- Многих людей волнует вопрос о жизни после смерти. Поясните, пожалуйста, этот вопрос.

- Одно из самых главных утверждений христианства – душа человеческая бессмертна. Более того, что мы надеемся через какое –то время после смерти, когда Христос придёт во второй раз, соединиться опять с телами, стать опять людьми такими, какими нас задумал Господь, преображёнными, чистыми и светлыми.  Христианство говорит о жизни после смерти. Вопрос в том, каково качество этой жизни. В той духовной жизни, которая начинается после смерти, у человека уже не будет того привычного общения, той привычной деятельности, то, чем заполняем мы свои будни, а он окажется перед Богом. Самое главное для человека в этой жизни, почему христианство призывает верить в Бога, что если мы в этой жизни Бога нашли, то там встретим того, кого мы знаем, кого мы любим, с кем нам хорошо, а если мы здесь, в этой жизни, от Бога бегали, прятались, не знали его, то там мы встретимся с тем, кого мы не знаем и эта встреча человеку может радости не принести. Наша земная жизнь -  есть начало той жизни, которая будет с нами после смерти. Если здесь начали хорошо, то там тоже будет хорошо. Опять же молитвы, те, которые возносят близкие и церковные молитвы, память о человеке, они человеку там помогают очень сильно, помогают осознать ту Божью любовь, любовь близких, восполнить то, чего они при жизни не смогли, понять, почувствовать, сделать. Наши молитвы там помогают, являются нашей поддержкой. Молиться за усопшего необходимо.

- Некоторые люди, после ухода близкого человека, совершают благие поступки ради ушедшего, в память о нём. Могут ли они надеяться, что близкий человек оценивает это?

- Да. Делая что-то в память об умершем, мы восполняем тем самым то, чего они до конца не успели, что они сами при жизни делали. Это является ещё одним вкладом, кроме молитвы, в то, чтобы человеку в другой жизни было хорошо и радостно. И дела, и молитвы являются делом любви по отношению к нашим близким.

- Что пожелаете каширянам?

- То же, что желает каждый священник, ради чего он становится священником, ради чего и трудится, живёт, чтобы люди были ближе к Богу. Это самое главное желание, потому что без этого, всё остальное, что обычно люди желают, здоровья, счастья, денег, успехов на работе и в личной жизни, теряет смысл. Блаженный Августин говорил: «Если Бог будет на первом месте, то всё остальное будет на своих местах».

Никитский храм в комплексе с Преображенским храмом привлекают внимание не только жителей городского округа, но и гостей. Это ещё одна достопримечательность нашего края, восставшая из руин, принявшая на своей территории митрополита Ювеналия, патриарха Кирилла, губернатора Московской области А.Ю.Воробьёва, множество прихожан и мирян. Быть настоятелем такого храма очень почётно и ответственно. Иеромонах Александр Волков, за довольно короткий срок своего служения, успел снискать уважение прихожан и слушателей богословских курсов.

Желаем общине Никитского храма пополнения прихожанами, завершения работ по благоустройству территории. Настоятелю Никитского храма желаем нести людям веру, знания, открывать людям источник счастья! Будьте сильны в своей вере и здоровы!

Беседовала Ирина Пирогова


Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Войти с помощью:

После Авторизации/Регистрации Вы сможете полностью управлять порталом, добавлять любые материалы, комментировать новости и фотографии.

Все будет доступно в Вашей панели управления!

Добавить комментарий