Независимый информационный портал города Кашира!
Регистрация / Авторизация

Пожалуйста, войдите под своими учетными данными или зарегистрируйтесь, что бы добавлять материалы на сайт.

Войти с помощью:


Восстановить пароль!
+10°
облачно с прояснениями ветер 4,4 м/с, ЮЗ

Кашира - священный город

  

Часть вторая « Кашира- священный город!». 

Беседа со священником. Валерий Сосковец.

- Отец Валерий, что Вас привело в Каширу?

- Ещё в советское время я закончил Саратовскую государственную экономическую академию, учился 5 лет на дневном отделении, 2 года на заочном, факультет «Экономика управления промышленным производством».

Когда я закончил школу, мне хотелось быть директором завода, вот я и пошёл учиться на директора завода. Сейчас много экономистов. Раньше экономических факультетов было мало. Конкурс был большой. На одно место было два медалиста. Я там учился, на третьем курсе женился. Было принято так.  Обычно люди до конца института вступали в брак и я в том числе. После Саратова меня судьба занесла в славный город Одессу. Там прожил около трёх лет. А в Каширу Господь привёл, это совершенно точно. Я никогда не предполагал, что окажусь в этом прекрасном городе. Живу здесь уже четырнадцатый год. Мне очень нравится жить в Кашире. Я, конечно, попал сюда чудом. Дело в том, что я пришёл в церковь, по-настоящему пришёл, не тогда, когда меня крестили. Крестился я в детстве за две тысячи км от дома, нельзя было это делать открыто, потому что моя бабушка была учительницей. Бабушка меня крестила в далёком селе у своих родственников. Когда крестили, священник мне толком не объяснил, зачем нужно креститься. А я уже был пионером, мне было 10 лет. Мне сказали, что моей крёстной будет родственница, а она была мне и тётей. Ничего не понятно. Батюшка мне сказал: «Учись хорошо», вот и всё. А по-хорошему, если бы мне сказали о Боге хоть что-то, что есть Господь Иисус Христос, что какие-то заповеди есть, меня это очень интересовало.  Помню, я был в пятом классе, случайно нашёл у бабушки на балконе спрятанную Библию. Я втихаря её читал. Прочитал всю книгу Бытия, потом Исход. В этой книге были места трудные, восемь глав описывается, как строилась скиния. Мне показалось это скучным, но я был терпеливый, прочитал и это, а на книге Левита сломался. Это книга ветхозаветная, чисто священническая, какие жертвы, как приносятся. Читал, читал, ну всё, больше ничего интересного нет, закрыл.   

Никто мне не сказал, что начинать читать надо с Евангелие. Это было бы хорошо и правильно. Тем не менее, моё знакомство с Богом состоялось. А потом, уже в возрасте двадцати пяти лет, случилось, что мой сын старший заболел двухсторонней пневмонией, четыре дня держалась температура 40 градусов, никакими лекарствами не сбивалась. Ребёнок угасал, умирал. Я первый раз сам, самостоятельно поехал в храм, это было в Актюбинске в Казахстане. Пришёл в храм, там батюшка сидит, днём это было, часа в два. Говорю: « Отец, вот у меня сын умирает, что делать?» Батюшка ответил: «Давай помолимся?» Встали, отслужили молебен. Батюшка отслужил, я постоял. Ну что я понимал тогда в этих словах? Пришёл домой, а сын уже выздоровел, температуры нет, к вечеру нет. А на следующий день он выздоровел полностью. Это удивительно, вообще выздоровел. Вот чудо! Думаю, пойду Бога благодарить. Собрался я, пошёл в храм, у меня было большое желание Бога благодарить. Пришёл в храм, и тут меня  Господь поймал, именно поймал. Я уже сказал, что по первому образованию я экономист. А в этот день как раз случилось, что в конце службы батюшка говорит: «У нас сегодня казначей будет отчитываться по экономическим нашим результатам за год. Кто хочет, может остаться». Мне интересно, чем живёт храм. Остался, послушал – коммунальные долги, рассчитаться не могут.  Я говорю: «Отец, как у вас всё запущено. Никакого маркетинга. Я даже с трудом нашёл храм ваш. Ни адреса, ни телефона, ни расписания служб, никто про вас не знает. Мне надо было, я с трудом нашёл. Надо дать объявление в газету». Поехал сам в областную газету. Я договорился, бесплатно будут печатать, какие именинники на неделе. Он говорит: «А кто этим будет заниматься? Мне некогда. Хочешь, сам занимайся». Что тут делать? Ладно, буду сам. Стал по субботам приезжать для того, чтобы написать имена святых, именинников на неделе и отвезти. Приезжал к концу, потому что служат не на русском языке, ничего не понятно. Говорю: « Батюшка, а что у вас как-то не по - русски служат?» Оказывается по - церковно – славянски. Я считал, что лучше по-русски. Батюшка мне говорит: «Слушай, Валера, я тебе объяснить не могу, но так лучше, гораздо лучше по – церковно - славянски служить». На самом деле, это такое богатство! Да, есть служба хоть на японском. Церковно-славянский создан специально для перевода древне - греческих текстов. Евангелие, например, чтобы перевести слово в слово, не изменяя ничего. Мне было тогда непонятно, я приходил  к концу службы, батюшка читал проповедь, я переписывал и где-то через год мне пришло в голову, что я живу как-то не правильно. Батюшка не подвигал меня ни к чему: исповедоваться, причащаться, что-то ещё делать. Я ездил, делал своё дело, которое мне показалось важным, из благодарности к Богу.

   А через год меня Господь настиг, захотелось жить христианской жизнью. Стал внимательно изучать священно писание, прочитал с толкованием. Я все дни проводил тогда, изучая священно писание, Святых Отцов, с утра до вечера, сколько было возможности. Появилось желание поступить, учиться где-то. Но был уже август. В августе кто поступает? Поступают в июле. Приехал за 2 тысячи км в Москву в Тихвинский Богословский институт. Я выразил своё желание поступить в институт, на что мне ответили, что экзамены все прошли, но записали мои данные и посоветовали приехать на следующий год. Я уехал, не получается. Через две недели раздался звонок. Оказалось, таких как я, желающих учиться, набралось 30 или 40 человек. Был двухтысячный год. В народе был подъём интереса к Богу, желание учиться. В институте сделали ещё одни поток, меня пригласили поступать. Я, как мог, подготовился к экзаменам. Закон Божий прочитал первый раз в жизни, выучил всё, что было положено, сдал экзамены, поступил в Свято-Тихвинский институт в двухтысячном году. Учился прилично, закончил с одной четвёркой. Мне не были интересны оценки, а мне было интересно всё,  что связано с Богом. Я приезжал на сессию, которая длилась 40 дней, а уезжал с двумя сумками книг. Их я прочитывал к следующему разу.

   На третьем курсе я в очередной раз приехал в Москву. А здесь был батюшка, знакомый моего духовника тогда уже. Это был отец Виталий Коценко, только что назначенный Благочинным в Каширу. Так получилось, что я у него во время сессии жил, причём не в Кашире, а в Раменском. Вот он, глядя на меня, предложил место священника.

- Кто? Я –священник? Из меня никакого священника не будет, это исключено. Священник –это слишком высокая честь, хотя я в то время был ар ником, 5-6 раз в неделю был на службе, на вечерних, на утренних, занимался. Но священство – это столь высокая вещь, причём в Свято-Тихвинском это прививается.

   У нас над входом в библиотеку была такая надпись: «Братья священники, не многие из нас спасутся». Святой Златоуст, его слова. Я себя не мыслил в священном сане. Тем не менее отец Виталий настойчиво меня приглашал, убеждал. Стал готовиться. Чтобы стать священником, надо пройти епархиальный совет, где опытные священники, архиереи с тобой беседуют, выявляют, годишься ли ты в священный сан, экзаменуют.

   Я приехал, меня опросили. На все вопросы всевозможные я ответил, потому что я учился хорошо. При мне решили, куда меня направят, в какой храм. Потом один из членов комиссии спросил меня о том, как давно я собрался стать священником. Я ответил, что вообще не собирался. Мне посоветовали прийти года через три, после окончания института. Ну и всё, не получилось. Я вернулся и говорю: « Вот, батюшка, я не гожусь, поеду домой». Батюшка предложил мне подумать и возвратиться. На что я ответил: «Нет, там у меня своё: работа, квартира, жена, трое детей за 2 тысячи км, своё дело- своя жизнь».

   И вот я возвращаюсь домой и находит на меня состояние – ничего не хочу, хочу обратно в Каширу, хочу быть священником, даже, если 2-3 года надо ждать. Оставляю доверенность жене, чтобы всё закрыть, продать. Я уехал в Каширу. До этого я был начальником, исполнительным директором совместного предприятия с немецкой кампанией «Штерн» в 20 лет. До 30 лет моя деятельность была активна. В другой организации я был бухгалтером, потом директором. Потом у меня была своя организация. Образование у меня было соответствующее «Экономика управления промышленным производством» и все друзья были в этой сфере. Всё оставил и уехал.

  

Приехал к отцу Виталию в Каширу. Пробыл у него 2 месяца секретарём, выполнял поручения. Ну и что?! Если хочешь получить благодать, без смирения это невозможно. Это была прекрасная школа для того, чтобы можно было смириться, по другому молиться начинаешь. После двух месяцев послушания меня вызвали на епархиальный совет и приняли решение, чтобы меня поставить в диаконы. 7 апреля 2004 года я стал диаконом, а 30 мая 2004 года – священником в Введенском храме, а ещё через 1,5 месяца стал настоятелем и до сегодняшнего дня исполняю это послушание.

 

- Что хотели бы изменить в духовной жизни каширян?

- Хотелось бы, чтобы жители нашего города посмотрели на старую Каширу ( Каширу 1) и задумались. В 19 веке тут жило три тысячи человек. И на эти три тысячи человек было построено 8 храмов. Причём такие храмы, что мы их даже отремонтировать не можем, не то чтобы построить что-то подобное, отремонтировать не можем. И монастырь, в которым было более 200, а по некоторым данным около 500 насельниц.
 

Священный город. Священный! Совершенно необыкновенный. И в каждом храме было по три престола. Там совершалась не одна литургия, а две-три. Почему? Не вмещали. То есть, все жители жили духовной жизнью. Духовная жизнь – это не то, что ты слушаешь музыку или читаешь литературу. Духовная жизнь заключается исключительно в общении с Духом Святым, то есть с Богом. Вот это есть духовная жизнь. Многие ли, вообще, ведут духовную жизнь? Многие ли люди задумываются о Боге, не говоря уже про общение? Что тут изменить? В священном писании написано «Бог хочет всем спастись и в разум истины прийти». Если бы вдруг все люди, которые созданы по образцу Божию, каждый человек, который является живой иконой Господа Иисуса Христа вдруг об этом бы вспомнили и сказали: «Господи, что же я так живу? Вообще –то я Богом усыновлён, я обращаюсь к Отче Наш, к отцу своему Небесному, я сын ( или дочь) Бога, я- наследник Царствия Небесного, я – царевич ( или царица), что я живу так? Надо  к Отцу моему обратиться». Вот если бы это было – это было бы величайшее счастье. Вот даже ни с чем не сравнить абсолютно, только радоваться!

  

Часть третья «Не делай другому то, что не хочешь себе».

- Часто ли Вас посещает чувство гнева и как вы справляетесь с ним?

- Гнев относится к одной из страстей. Всякий человек в большей или меньшей степени страстям подвержен. Сказать, что я не подвержен страстям, это будет ложь. Может быть не в той степени, в которой это ярко вырывается наружу. Со страстью гнева можно бороться разными способами. Прежде всего –это молитва к Богу. Когда есть желание побороть страсть гнева, надо сказать: «Господи, помоги!». Или пасхальное приветствие очень помогает «Христос Воскресе». Вообще у меня сильно не загорается страсть гнева в последние годы, может быть повода не было. Многое зависит от внешних раздражителей. Человека не трогают, он и не раздражается. Бывает один другого «задевает», а попробую посильнее надавить, что получится. Надо ещё разделять, когда человек фактически гневается. Иногда он лишь показывает, что гневается. Например, приходится иногда и по отношению к своим детям показывать, что ты рассержен. Ты его любишь на самом деле, но тем не менее, иногда надо показать, что ты рассержен, когда это необходимо. Ты показываешь, что конкретный поступок тебя разгневал, но фактически гнева нет никакого.

 

- Есть ли у Вас свободное время?

- Да, я бываю с семейством. Трое из моих детей находятся на семейном обучении, я сам это выбрал, мы это оформили, через школу. Я сам лично обучаю своих детей математике, английскому языку, окружающему миру, занимаемся с ними спортом и музыкой. Семье я уделяю достаточно времени. У меня 11 лет в доме нет телевизора, это же очень высвобождает время. Сколько часов в день ты в итоге приобретаешь?! Поэтому  вполне можешь уделить время и семье, и себе. Я могу побыть наедине со своими мыслями. Есть путь от храма до дома, от дома до храма. Ты всегда можешь поразмыслить, всегда можно найти время для себя. Кто говорит, что у него нет свободного времени, то это будет неправдой. Посмотрите на людей. Время, которое есть порой, занято чепухой, сидением в соц.сетях или просмотром телевизора, или постоянно мысли путают радио, когда оно постоянно включено. Играет, играет, какое-то безумие слушает человек, всякие нелепые разговоры. Человек утверждает, что у него нет свободного времени. А на самом деле…самая драгоценная вещь – это тишина, а ещё в этой тишине помолиться Богу, потому что ничего слаще нет. Не почитать молитву, потому что это достаточно трудно, а помолиться Богу, что весьма приятно и радостно. Это время, которое ты уделяешь своей душе. А потом почитать. Я люблю святителя Златоуста. Это мой любимый автор, это прекрасный писатель. До нашего  времени дошло около 25 томов за 17 веков. Его труды перевели на десятки языков, сохранили так старательно. Действительно златоуст. Авторов подобных трудно найти. Я не знаю, будут ли читать через 15 веков нашего Александра Сергеевича Пушкина? Будут ли? Вопрос. Вот Златоуста читают.

 

- Как вы ведёте себя с людьми, которые Вам не совсем приятны?

- Нет такого общего рецепта. С разными людьми по-разному себя ведёшь. Прихожане разные бывают, с некоторыми построже, с некоторыми поласковее. У меня нет ощущения неприязни к человеку, потому что задаёшь себе вопрос: «А ты сам каков? Всем приятен что ли?»

 

- Можете ли вы отчитать человека за что-нибудь?

- Я был начальником давно, более 20 лет назад. Соответственно начальнику легче обидеть, чем другому человеку. Бывает упущение, которое надо исправить. Порой неделю или больше обдумываешь, как до человека донести, что его поступки неправильные.  Люди делятся на две категории: обидчивые и очень обидчивые. Чтобы ты ни сказал, человек обидится. Как донести до него, что то, о чём ты говоришь, его не огорчило бы, а исправило. Это сложно. Стараешься взвешивать. Человек, не примет твои мысли. Хочешь, чтобы человек исправился, а не просто огорчился. Другое дело, когда поведение человека делает невозможным занятие определённым делом. Например, вор. Ему нельзя доверять деньги. Здесь ситуация простая. Эта работа тебе не подходит, нам придётся эту деятельность прекратить. Бывает, что исправить человека с его недостатками нельзя. Есть такая заповедь «Не делай другому то, что не хочешь себе». Как-то к этому стараешься прислушиваться. Было время, когда ты был подчинённый, знаешь, как начальство тебе может сказать, как это бывает неприятно.

 

- Каким бы вы хотели видеть свой приход?

- Святым, угодным Богу, вот чтобы я хотел на самом деле. У нас много человек ходит в храм – дети, младенцы, отроки, мужчин много. Но не в этом ведь всё дело и не в ремонте, который мы столько лет ведём, росписи. А хотелось бы, чтобы людей притягивало не что иное, а сам Господь. Человек пришёл в храм, ему хочется быть с Богом.

Многие общины разработаны по сектантскому образцу. Это же всё разработано.Человек чего хочет? Человек хочет, чтобы его любили и он приходит туда, где ему хорошо. Так и в любой секте, точно так же. Человек приходит в общину, а там его бомбардируют любовью – это специальный сектоведческий термин. Человек видит совершенно бесконфликтную ситуацию, человека любят… брат родной. Это всё неподлинное. Даже, если всё это делать, показывать, это всё ничего не даёт. Результат будет, если совокупность людей будет любить Бога и ради Бога, к ближнему будет оказывать любовь. Если это будет, то я спасусь. Я говорил в начале, над дверьми библиотеки в институте, где я учился было написано «Братья священники, не многие из нас спасутся». Потому что ты отвечаешь теперь не за себя самого, не только за детей, которых ты народил, не только за крестников, за которых ты взялся быть поручителем перед Богом, а за сотни людей, которые приходят к тебе. Господь спросит: «Почему люди, которые пришли, почему ты вообще не потрудился, чтобы они ушли в Царствие Небесное». Вот, это вот страшно. Именно это. Но я скажу вам очень интересную вещь по поводу прихода нашего. Я помню, когда я пришёл, 1 мая была Пасха здесь, в Введенском храме. Был крестный ход. Человек 700 было. Когда входишь в храм, дышать было нечем, перегар. Люди полупьяные стоят, качаются, до конца службы оставалось человек 30 на Пасху. Сейчас не так. Я в этом году отметил, что не было ни одного человека, от которого был бы запах спиртного, люди трезвые, до конца службы оставалось человек 250, из них человек 150 причащалось ночью. Это люди, которые именно ищут Бога, а не просто пришли, расставили свечки, написали записки, посвятили куличи свои, ушли. Многие люди сейчас занимаются спасением своей души. Это радует! Я надеюсь, через это и я спасусь!

 

- Как вы относитесь к литературе?  Что предпочитаете?

- У меня с детства к литературе страсть, ужасная страсть к книгам. Я на этом своё зрение потерял в детстве. У меня была библиотека, около 700 книг, многотомники Салтыкова-Щедрина, Пушкина, Лермонтова, Чехова…Я всё перечитал. Это моя такая была любовь из светского времени. Когда у меня стало садиться зрение, родители убрали все книги, остался автомобильный справочник по грузовым автомобилям, мама была главным экономистом  автоколонны. Так я прочитал этот справочник тоже со всеми данными выходными по машинам. Читал, чтобы то не было. Сейчас, конечно, светская литература кажется пресной, познаётся всё в сравнении. Когда читаешь и одно, и другое, и третье, видно концентрацию смысла и глубину произведения. Взять того же Иоанна Златоуста, Амвросия Оптинского или любую светскую литературу, они совсем неравные. Я очень люблю священнописания. Преподаю Евангелие с 2001 года ( 16 лет), очень люблю читать толкования самые различные. На первом месте, среди литературы, будет Библия, это точно, на втором - святые Отцы, прежде всего святитель Иоанн Златоуст, мне очень нравится Феофан Затворник.

Ко мне однажды пришёл юноша лет 14, выглядел намного моложе, за советом, что почитать. Я ищу книгу в разделе детской литературы, поинтересовался, что он уже читал. Он ответил, что читал Лествицу, авву Дорофея. Думаю, но если он это читал, что взрослым людям, в основном, недоступно, по уму недоступно!... Посоветовал тогда почитать Феофана Затворника, у Игнатия Брянчанинова замечательный текст. Многим людям надо открыть для себя духовную литературу, настолько она глубока и прекрасна, замечательна, да не оторвёшься. Это действительно то, что надо читать, а не безумные романы на одну поезду в метро или какие-то детективы. Это всё пустое. Ты прочитал один раз, другой не захочешь. Ну что это за книга? А Евангелие перечитываешь сотни раз. Повторюсь, я преподаю Евангелие с 2001 года, каждый раз перечитываешь и думаешь, что можешь там не знать, а обнаруживаешь пласты, которые не видел никогда, потому что глубина –то какова! Потом ты сам меняешься. И это же слово Божье, с тобой сам Господь общается!

- Есть ли у Вас опасения в отношении нашего общего будущего? 

- Особенных опасений нет. Знаете почему? Потому что, несмотря ни на что, есть такой фактор, которые многие люди совсем не учитывают. Это фактор Господа Бога. Кто бы мог представить себе лет 30-40 назад, что мы с вами будем беседовать в храме, а потом это будет на информационном портале размещено. Кто бы это позволил? Перед войной у нас осталось 100 храмов открытых из 30 тысяч. А теперь они опять открылись. Бог есть, он имеет промысел, он нас не оставит.

Воспитали несколько поколений безрелигиозных людей. Ребёнок приходит в детский сад, а там портрет дедушки Ленина на стене висит, а в 8 лет ему надели звёздочку с дедушкой Лениным, он октябрёнок, потом он пионер, потом он комсомолец, и всё время твердят «Бога нет». Всё должно бы увянуть и забыто про Бога. Только немножко ослабла политика безбожия, люди хлынули к Богу. Вспомните, что было в начале 90-х годов. Мой духовный отец рассказывал: « Каждую субботу и воскресенье приходило по 50-60 человек... У меня был рекорд – за один день я покрестил 318 младенцев». А кто бы мог представить, что такое возможно? Жить, на самом деле, не страшно, зная две вещи: первое – Бог может всё, второе – он меня любит, так любит, что за меня на кресте умер. Нечего бояться!

Когда мой второй сын пошёл в школу, было 6 лет ему, мы жили  на микрорайоне. Сын пришёл однажды в слезах, а на плечах следы огромных собачьих лап. Сын рассказывал: « Огромная собака кинулась на меня, поставила лапы на плечи и лает в лицо. Я боюсь ходить в школу!» Я посоветовал, в таком случае, читать молитву Иисусову « Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго». В следующий раз сын прочитал молитву, собака развернулась и убежала. Так что нет ничего страшного!

- Что Вас порадовало в жизни и вы помните об этом до сих пор?

- Меня порадовало то, что Господь быстро нас слышит и отвечает, невзирая на все наши грехи, мои, в частности. Вообще, он желает помочь. У меня таких случаев много. Ты Бога просишь о совсем, казалось бы, невозможном, а он, раз, и тебе подаёт, и в тебе возникает благодарность. Про такие случаи можно рассказывать несколько часов. Они все характерны одним и тем же. Вот ты попросил Бога и он тебе подал. И это даже не самое главное. Самая большая радость в другом. Я вам сейчас приведу слова святителя Николая Сербского, который жил в XX веке «Европа хорошо научилась смеяться, но давно разучилась радоваться». Везде, по радио ёрничают, анекдоты. Человек посмеётся, а радости нет, потому что радость у человека бывает, когда человека посещает Дух Святой. Это та радость, которая настоящая. Наш русский язык глубоко православный, русский народ тысячу лет в православии. Есть такое выражение «ты к нему не подходи, он не в духе». Что значит не в духе? Не в Духе Святом. Когда человек в Духе Святом, у него на сердце радость. Это бывает не так уж редко, надо только быть в Духе Святом.

Спасибо огромное отцу Валерию за духовные откровения, за наставления, за преданность делу!
Будем надеяться, что каширяне часто будут пребывать в Духе Святом, чтить свою историю, ценить православное богатство, посещать храмы и жить по Закону Божьему!


Беседовала Ирина Пирогова.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Войти с помощью:

После Авторизации/Регистрации Вы сможете полностью управлять порталом, добавлять любые материалы, комментировать новости и фотографии.

Все будет доступно в Вашей панели управления!

Добавить комментарий