Когда звучит духовой оркестр, ни один человек не остаётся равнодушным. Сердце замирает, хочется танцевать или просто насладиться прекрасным звучанием духовых инструментов и мелодиями. И очень приятно смотреть на самих музыкантов, их вовлечённость в процесс звукоизвлечения, органического сплочения со всем оркестром. Дирижёр – это отдельная тема. Всех слышать, всеми руководить, а если оркестранты ещё и пританцовывают, это захватывающее зрелище!
В домах культуры городского округа Кашира функционируют духовые оркестры: ДК им. Ленина – оркестр «Созвучие» под руководством Виктора Михайловича Козлова, в КДЦ «Родина – оркестр «Фа-диез» под руководством Ильи Владимировича Соколова. Оба оркестра знакомы и любимы каширянами. Коллективы активно участвуют в концертной и конкурсной деятельности.
16 сентября 2025 года в КДЦ «Родина» состоялся открытый урок оркестра «Фа-диез» с целью популяризации духовой музыки и привлечения каширян в коллектив.
Что известно о духовом оркестре «Фа-диез»? Руководит им опытный педагог, музыкант, который любит музыку, искусство, а главное детей, потому что его коллектив, в основном, состоит из детей школьного возраста. Творческий коллектив много выступает. Совсем недавно музыканты приняли участие в праздновании Дня города в Москве. Творчество оркестра хорошо знают в Кашире и за пределами городского округа.


Удалось поговорить с юными музыкантами. Одни рассказали, что сами захотели участвовать в оркестре, других привели родители, третьих пригласили братья или сёстры. Все дети положительно высказались об оркестре, выяснилось, что дети знают все инструменты, изучают несколько, музыканты взаимозаменяемы, некоторые старшие дети предполагают связать свою жизнь с музыкой. Кто-то первый год занимается в оркестре, а есть и те, кто занимается уже 6-7 лет. Дети с радостью рассказали про руководителя оркестра
- Он добрый, хороший, весёлый! Мы играем и современную, и классическую музыку. Нам нравится то, что мы играем.
По мере прихода детей в культурно-досуговый центр, дети включались в игру, придуманную ими, что всегда объединяло детский коллектив и помогало сдружиться, ближе познакомиться. Причём, старшие приглядывали за младшими, иногда и замечания приходилось делать. Что поделаешь, младший школьный возраст – это ещё неугомонные дети, полные энергии, учитывая, что урок-репетиция проходил в 17.00 ч.
Стоило появиться Илье Владимировичу в зале и спокойно сказать, чтобы все заняли свои места, как сразу на сцене организовался оркестр с подготовленными нотами и инструментами. Руководитель не позволяет себе повышать голос.
В день открытого урока несколько человек пришли в первый раз в коллектив. Что порадовало? Дети сразу были вовлечены в коллектив, они были на сцене, им сразу дали инструменты. И хотя они не играли, но смогли почувствовать себя настоящими артистами.
На открытом уроке-репетиции Илья Владимирович Соколов рассказал о структуре урока.
Занятие началось с разминки, с проигрывания гаммы, чтобы губы музыкантов могли подготовиться к работе. Отработали неточности.
В следующем этапе музыканты работают над тем, чтобы все инструменты одинаково звучали, отрабатывают сыгранность.
Музыкантам еще предстояло поработать над отдельными трудными частями музыкальных произведений.


Интересный и сложный в организации этап – отработка движений музыкантов при одновременной игре на музыкальных инструментах. Здесь и определённое количество шагов вперёд-назад, схождение и расхождение, повороты, приседания, движения руками, повороты головой. Обращается внимание на синхронность движений. Причём, коллектив разделён на две части, и каждая часть выполняет свои движения. Настойчивость, доброжелательность, где-то шутка, дружеское замечание, управление силой голоса и интонацией – всё это помогает в достижении цели.
Видя непосредственных детей, которые ещё не научились сдерживать свои эмоции, правильно вести себя на сцене, которые ещё не освоили инструмент, удивляешься в итоге образцовому выступлению оркестра. Конечно, это заслуга руководителя.
Некоторые родители рассказали, почему привели сюда своих детей.
Кто-то захотел, чтобы ребёнок был чем-то занят, а он успел полюбить музыку и с удовольствием принимает участие в работе оркестра, как, например, мальчик, помогающий чётко сохранять общий ритм, играя на бас-гитаре. Другие родители доверились опытному музыканту.
Третьи родители и сами активны, участвуя в культурной жизни Каширы, и детей своих привлекают.
Александра Анатольевна Шмелёва поделилась своими мыслями.
- Трое дочек принимают участие в оркестре, младшая в первый раз, сыночек пока мал. Девочкам очень нравится заниматься музыкой и просто быть в этом дружном коллективе. Руководителю удалось создать доброжелательную обстановку в коллективе, никто никого не ругает, не высмеивает, каждый чувствует себя комфортно, старается освоить свою партию. Мы, как родители, тоже рады, что дети приобщились к миру музыки, обучаясь в Детской школе искусств г.о. Кашира и посещая занятия оркестра. Сначала попробовала свои силы старшая дочь, ей предложили освоить игру на колокольчиках и ксилофоне, потом присоединились ещё две. У наших детей только положительные эмоции, отрабатывается замечательный навык работы в команде, музыкальный вкус. Детям очень нравится этот хороший коллектив, весёлые поездки. Мы пригласили ещё четверо детей наших друзей в коллектив.
Илья Владимирович рад новым участникам оркестра, надеется на их усердие, на помощь родителей в организации детей.
Музыка всегда была языком человечества, а духовой оркестр — его наиболее яркой и доступной формой.
Ирина Пирогова