Главная » Статьи и интервью » Интервью » Каждый день на "пять"

Каждый день на "пять"

Учитель начальных классов МБОУ СОШ № 3, к которому с удовольствием идут дети – Косяевская Елена Анатольевна
КАШИРА В ЛИЦАХ
- Елена Анатольевна, где прошло Ваше детство?
- Детство моё прошло в Волоколамском районе с. Сычёво. В семье двое детей. У меня есть младшая сестра. Давление на нас родители не оказывали, надеялись на наше сознание. Мы честно выполняли свои обязанности по дому: кто полы мыл, кто посуду, картошку чистил…Иногда мама могла проявить строгость для дела, папа был очень добрый и прекрасно играл на баяне, был самоучкой. Папа мечтал, чтобы мы получили музыкальное образование. Его мечте суждено сбыться.
Помимо основной школы, я окончила музыкальную школу по классу фортепиано. И сестра моя тоже училась в музыкальной школе.
Я помню традицию нашей семьи, которую поддерживаем теперь в своей семье. Мы всегда собирались на дни рождения, приходили многочисленные родственники, так как мама из многодетной семьи. У меня 4 тёти, они приезжали с детьми, с мужьями. Папа играл на баяне, пели застольные песни. Это было весело, здорово!
В нашей семье всегда вспоминали и почитали моих дедушек – участников Великой Отечественной войны. Папин отец погиб в сорок первом году, мы его не видели. Папа мой 1938 года рождения, он был совсем маленьким, когда не стало его отца. Дедушка по маминой линии прошёл всю войну, был связистом, вернулся домой осенью 1945 года.
Много интересного можно вспомнить.
Считаю своё детство счастливым.
- Как сложилась Ваша дальнейшая судьба?
- Детство закончилось с окончанием школы. После 10 лет обучения в школе поступила в Орехово-Зуевский педагогический институт, факультет -учитель начальных классов.
Изначально я планировала обучение в Истринском педагогическом училище после 8 классов, директор и отдел образования воспротивились, убедили остаться в школе, чтобы потом сразу поступать в высшее учебное заведение. Что ни делается, всё к лучшему. Школу закончила очень хорошо и легко поступила в институт. Наверное, моему выбору способствовала тётя, папина младшая сестра, она была учителем математики и мне нравилось приходить к ней и смотреть, как она проверяет тетради, ставит оценки. Справедливости ради надо отметить, что я с детского сада мечтала стать учителем начальных классов или учителем математики, так как это был мой любимый предмет. Учитель математики тоже мне советовала пойти на математический факультет.
Мечта моя стать учителем не менялась, как обычно бывает у детей. Я выбрала профессию учителя начальных классов по совету тёти, для меня она была непререкаемым авторитетом.
- Жизнь шла, Вы взрослели, наступила пора создавать свою семью. Расскажите, как она образовалась?
- В д. Грабченки, живёт моя родная тётя, сестра мамы. Она замужем за братом моего супруга, как потом выяснилось. На третьем курсе института по приглашению тёти я приехала на 9 мая в гости, где мы и познакомились. Начали встречаться. Меня привлекла его забота обо мне, его доброта, внимательность, отношение к маме, что немаловажно. Нашему союзу уже 37 лет.
С некоторых пор мы живём в д. Грабченки близ Ожерелья в своём доме. В этом местечке много родственников супруга. Старшего поколения не осталось, но живут их дети уже со своими семьями. Нам есть с кем пообщаться. У нас свой дом, места хватает всем, когда к нам приезжает дочь с семьёй. Традицию празднования дней рождения продолжаем. Величаем каждого члена семьи, а нас уже много: мы - родители, дочь со своей половинкой и их трое детей - наших внуков.
- Где Вам пришлось поработать? Расскажите о начале профессионального пути.
- Я пришла в 1988 году в школу № 3 г. Каширы и до сих пор здесь работаю.
С детьми мне не было страшно общаться, но ответственно. Я с удовольствием шла на работу, мне нравилось всё, что требовалось по работе. Ответственно готовилась к каждому уроку с самого начала.
Раньше периодически на урок приходили коллеги, администрация, методисты. Было очень ответственно проводить уроки перед опытными людьми.
С дисциплиной проблем не было. Я умею пользоваться голосом, его силой, тембром, темпом. Нередко использую шутки, ласковое обращение. Важным считаю справедливое отношение ко всем детям, никого не выделять. Главное - человеческое отношение, дети это чувствуют.
Примером образцового учителя для меня стал учитель в школе, где проходила практику. Роза Яковлевна прекрасно владела коллективом детей, у неё была отличная дисциплина, муха пролетит, было слышно😊, но она никогда не повышала голос. Учитель и сама признавалась, что она строгая, но справедливая. В обычном общении это был очень милый человек с чувством юмора.
В своей школе, конечно, помогали учителя-стажисты. Например, Нина Михайловна Васильева, она руководила школьным методическим объединением, посещала уроки молодых специалистов, давала советы, как лучше преподнести какую-то тему и как правильно себя вести в той или иной ситуации. С любой просьбой можно было обратиться к этому человеку.
- Как Вы мотивируете детей, чтобы они учились?
- Мотивировать детей моего класса нет необходимости. Не было случая, чтобы дети приходили с несделанной домашней работой или в классе отвлекались. Здесь важно подбирать домашние задания, которые дети смогут выполнить самостоятельно и объяснение в классе должно быть доступным для понимания, интересным. Взаимоотношения учитель-ученик тоже важны. Всё взаимосвязано.
Воспитанники моего класса окончили начальную школу и переходят в среднее звено школы. По проведённым контрольным работам по математике, русскому языку и окружающему миру дети показали хорошие результаты.
Дети все переходят в следующий класс, никто не остаётся на повторное обучение. Я надеюсь, что родительский контроль и дальше будет осуществляться, без него тяжело будет в новой обстановке.
- Что Вам больше нравится в работе? Проявляли себя где-то?
- Я люблю свою работу. Из предметов мне больше нравятся математика и русский язык, ещё люблю изобразительное искусство. Нам удаются рисунки, мы организуем выставки в классе. К нам частенько приходят полюбоваться на «шедевры» детей.
Во многих конкурсах разного уровня довелось мне принимать участие. Награждена грамотами за участие в районных и региональных конкурсах. Проведено много уроков для директоров, методистов. Обменивалась опытом и с коллегами. Всегда любила принимать гостей в классе, знала, есть что показать, и делала это с удовольствием.
В общении с детьми трудностей не испытываю.
Что касается телефонов у детей, то на уроке в моём классе дети ими не пользуются, а в остальное время -ответственность родителей, это же они дают телефоны детям.
На работу идти мне всегда хочется, нравится общаться с детьми, давать им знания, видеть, как они развиваются, умнеют, взрослеют. Мне приятно видеть лица детей, их результаты. Результат - это не только когда пятёрка, бывает, что и тройка – это результат. Всегда учитываю индивидуальные особенности учеников. То, что для одного плохо, для другого это будет хорошо.
Выпускной 2024г.11 класс
- Есть ли в Вашей работе место творчеству?
- Конечно, мы проявляем творчество на уроках изобразительной деятельности, ручного труда. Творчество можно проявить и задавая детям вопросы. На уроках математики и русского языка тоже можно придумать интересные моменты: развивающие дидактические игры, пособия. Особенно это актуально в первом классе.
- Какая работа проводится с детьми помимо учебной деятельности?
- Мы ходим в библиотеку на интересные тематические мероприятия. В классе проводится классный час с элементами игры, беседы, праздники, интеллектуальные игры.
На День Победы мы ходили с детьми к обелиску, возлагали цветы, дети читали стихи. Семьи сооружали кормушки, некоторые и сейчас в парке висят. В классе мы изготавливали открытки для ветеранов, не один раз организовывали сбор гуманитарной помощи для военнослужащих СВО.
Родители на выпускном вечере 2025 г. Начальная школа
- Расскажите о взаимодействии с родителями.
- Для меня важно познакомиться с родителями, поэтому знакомство с классом начала с родительского собрания. Многие родители были старше меня в начале моей работы в школе, и я должна была быть во всеоружии.
Основная сложность работы учителя - работа с родителями. Думаю, со мной согласятся коллеги. Хотелось бы, чтобы родители все возникающие вопросы обсуждали именно с учителем.
Другой вопрос – обсуждение учителя в присутствии детей, особенно если обсуждается какой-то негатив. Родители порой стоят горой за своего ребёнка при нём, не разобравшись в ситуации. Этого допускать нельзя. Отсюда бывает агрессия у детей по отношению к учителю, да и к другим детям. Сейчас обсуждается вопрос возвращения оценок за поведение. Вопрос поднят не зря. Поведение отдельных школьников из опыта коллег привело к такому размышлению.
В связи с использованием сотовых телефонов, родители стараются все вопросы решить сразу, как только они возникают, независимо от времени суток. Поэтому учитель на работе 24/7.
Иногда я сама звоню родителям и разговариваю с ними, объясняю на что обратить внимание, над чем надо поработать с ребёнком.
Когда принимаю детей в первый класс, первостепенной задачей ставлю найти общий язык именно с родителями. Важно показать, что учитель им друг, а не враг. У нас одна цель – научить детей не только грамоте, но и воспитать в них хороших, порядочных людей. Поэтому к достижению этой цели мы должны идти рука об руку с родителями.
В классе у нас сложились хорошие взаимоотношения. Мы понимаем друг друга. Родители участвуют в праздничных мероприятиях: Новый год, 8 марта, День Победы.
Родительский комитет активно принимает участие в разных мероприятиях, готовят сладкий стол, конкурсы проводят. На Масленицу родители наряжались, было много выпечки, пели частушки. Праздник удался!
- Как Вы планируете работу на следующий учебный год?
- Во – первых, это программа. Она может меняться. Мы начинаем планировать работу в зависимости от учебников, от программы. В этом году у нас остаётся «Школа России» и я набираю первый класс. Естественно, мы знакомим с программой родителей. Они заполняют анкету, чтобы иметь общее представление, какие родители придут. С некоторыми детьми я уже знакома, они ходят на «подготовку к школе» ко мне.
Летом я просматриваю все наглядности, какие есть, какие надо приобрести, обновить, сделать.
- Что можно посоветовать начинающим учителям?
- В школу надо идти с желанием, надо любить школу. Придя в школу, нужно добросовестно относиться к каждому уроку и к каждому ученику. Мы должны детям дать знания, мы не должны работать с браком. Работа наша должна быть каждый день на «пять». Человек, который выбрал эту профессию, должен понимать, что здесь расслабляться нельзя. Пока дети в школе на уроке, перемене, на экскурсии, учитель должен быть с детьми, всё делается для детей. Это надо понять и принять, относиться ответственно.
- Если бы была возможность, что хотели бы добавить или изменить в школе?
- Хочется, чтобы во всех классах были интерактивные доски. Особенно их наличие актуально для изучения окружающего мира. Интересно посмотреть, как вращается планета, как растёт дерево или цветок. Сейчас уже не покажешь детям картинку из учебника, сейчас век технологического прогресса. Дети развитые, они владеют компьютером, гаджетами.
Мы не можем раздвинуть стены, исходим из того, что есть. Конечно, хотелось бы столовую побольше, чтобы всем удобно было сидеть.
Можно помечтать и об оборудованном спортивном зале, чтобы дети могли лазать, играть в волейбол, баскетбол, упражняться в школе мяча, больше двигаться.
Нас радует ремонт в школе, уютные, удобные пуфики в коридорах, где дети могут отдохнуть, нам организовали детскую площадку на участке школы, в двух классах начальной школы есть интерактивные доски. Будем надеяться на дальнейшее развитие школы.
- Работа с детьми – это большая эмоциональная нагрузка. Как восполняете энергию?
- Мне работа с детьми не доставляет дискомфорта. Напротив, она вдохновляет меня и придаёт силы. Я не устаю от работы. Трудности бывают, но я спокойно к этому отношусь, всё решаемо.
Отдыхать, конечно, тоже надо. Поскольку мы живём в своём доме, то весной-летом я наслаждаюсь многочисленными цветами. У нас много хвойных деревьев (туи, ели, сосны, можжевельники), это красиво.
Достаточно часто езжу в театр, раз в месяц-полтора. Мои коллеги, три-четыре человека договариваемся и посещаем разные спектакли. На обратном пути уже планируем, куда отправимся в следующий раз.
Ленком, театр Сатиры, театр Маяковского, театр Советской Армии, театр Луны, театр Н. Бабкиной, театр на Серпуховке (там проходят хорошие детские спектакли) и др. Мы много, где побывали и планов много.
Мне доставляет удовольствие и радость общения с близкими мне людьми.
- Ваш совет детям и родителям на лето.
- Прежде всего отдыхать, набираться сил. Ближе к 1 сентября есть смысл повторить таблицу умножения, читать надо бы всё лето. Хорошо бы поупражняться в списывании текстов.
Косяевская Елена Анатольевна работает в школе 38 лет.
Учитель в совершенстве владеет содержанием предметов и методикой преподавания в начальной школе, современными образовательными технологиями. На уроках осуществляет поиск оптимальных путей и способов развития познавательного интереса обучающихся.
В своей работе использует задания развивающего характера, разнообразные приемы активизации мыслительной деятельности обучающихся, что превращает урок в деловое сотрудничество учителя и обучающегося, в увлекательный творческий поиск новых открытий.
Начальная школа 2025г. Выпускной класс

Елена Анатольевна учит детей рассуждать, анализировать, строить обобщения, аргументировано отстаивать свое мнение. Ее дети работают увлеченно, активно, радуясь успехам каждого.
Главное в её работе – продуманная система, в которой всё направлено на развитие у детей познавательной активности, самостоятельности, сплочение детского коллектива, воспитание нравственных начал. Ведущим способом её влияния на детей является убеждение, поощрение.
Особое внимание уделяет воспитанию учащихся, которое осуществляется в тесном контакте с родителями детей.
Её доброжелательность, тесный контакт с родителями дают хорошие результаты. Родители уважают Елену Анатольевну и помогают ей в стремлении сформировать у детей положительное отношение к учёбе.
Первый учитель всегда оставляет в памяти много добрых и теплых воспоминаний. Даже спустя много лет мы помним, как он вел нас за руку в первый класс, учил читать и писать слова. Ещё один класс выпустила Елена Анатольевна. Несомненно, её воспитанники будут вспоминать учителя добрым словом.



Добавить комментарий