Независимый информационный портал города Кашира!
Регистрация / Авторизация

Добавить на сайт


Войти с помощью:


Восстановить пароль!
+8°C

Гимнастика - это красота и грация

Шабан Ольга Николаевна, тренер МБУ "Спортивная школа "Кашира"

- Расскажите о вашем пути к тренерской работе.

- В гимнастику я пришла рано, с детского сада, как и наши дети, сегодняшние воспитанники, в 6 лет. Тренером у нас был Анатолий Дмитриевич Никонов, заслуженный тренер РФ. В своё время он приехал с Кубы, там тренировал сборную Кубы. Потом он приехал сюда, ему предоставили жильё. Мы были его первым набором детей секции спортивной гимнастики в нынешнем здании спортклуба «Кашира». Занимали мы два этажа. На первом этаже у нас был зал хореографии, а на втором этаже стояли снаряды. Так, с детства я начала заниматься, дошла до кандидатов в мастера спорта. После окончания школы пришла работать тренером. Институт я заканчивала заочно. У меня два образования: экономическое и физкультурное. На тренерской работе я уже 30 лет.

- Почему вы выбрали этот возраст для занятий?

- Гимнастикой надо заниматься с маленького возраста. У нас вид спорта коварный. С возрастом девчонки начинают формироваться. И чем раньше ты начнёшь заниматься, тем лучше ты освоишь программу в полном объёме. Когда девочки взрослеют, формируются, идёт набор веса… и всё.  По окончании 10-11 классов, некоторые и раньше, занятия гимнастикой заканчивают, уже трудно.


- В чём сложность вашей работы и чем она интересна?

- Мне просто интересно с детьми, они все разные, все не похожие. Неважно, добьётся ребёнок результатов, не добьётся, с ним интересно работать. Сначала дети приходят пугливые, потом начинают с тобой вступать в контакт. Начинается работа не только спортивная, но и на личностном уровне. Проводим и праздники, поздравляешь их, и они к тебе привязываются. Я всегда говорю: «Надо сначала полюбить тренера, потом уже влюбляетесь в спорт, ну а потом уже идёт серьёзная работа». Если это произошло (любовь к тренеру, а через него любовь к спорту), то разряды пойдут.

Сложностей у нас куча. Наш зал не особенно приспособлен к занятиям, оборудование устарело. Сейчас везде разные тренажёры современные, приспособления, которые помогают ребёнку быстрее освоить снаряд и тренеру помогают в работе. А мы работаем продолжительное время, как много лет назад.

- Как предотвратить профессиональное выгорание тренера? Ваше мнение.

- Конечно, мы все устаём от своей работы. Это не секрет. Мы себя всегда подбадриваем. Расслабляться особенно некогда. Когда формируется группа, подбираются детишки, родители заинтересованные – это очень стимулирует тренера, появляется вдохновение, и работа идёт. Но всё равно трудно, потому что условия никакие, новое пока ничего не поступало. Приезжаешь в другие города, смотришь, какие там залы, какие снаряды, какие условия созданы и для тренеров, и для юных спортсменов…Возвращаемся, сравниваем… но всё равно пытаемся наладить работу, хочется, чтобы дети что-то умели, работу мы свою любим, детей любим. Хочется, чтобы побольше начальство стимулировало материально нас. Это тоже важно.

- Что способствует развитию детей в спортивном направлении?

- Важно очень большое желание родителей. Это самое основное. Если родитель хочет, чтобы его ребёнок был физически сильным, то это половина успеха. Дети поначалу и сами не знают, чего хотят, нет пока целеустремлённости, нет желания преодолевать трудности, неудачи, да ещё с тренером, да тренер ещё профессионально к этому подходит, ребятам трудно. Зачастую дети начинают капризничать, большие нагрузки, тяжело. Но если родитель настойчивый, ребёнка убеждает, что это надо, дома работает, разговаривает, то ребёнок начинает понимать, нагрузки преодолевает, привыкает. Потом уже без спорта ребёнок уже и сам не может.

- Среди ваших родственников есть спортсмены?

- Все члены семьи занимались любительским спортом. Раньше без мяча и не мыслили себя во дворах. Футбол – любимое занятие мужской половины. В основном, игровые виды спорта предпочитали. Одна я занялась гимнастикой.

- Вы знаете дальнейшую судьбу ваших воспитанников?

- Да. У меня подготовлено пять кандидатов в мастера спорта. Моя воспитанница, Верещагина Яна закончила Коломенский педагогический институт; Толстых Ирина Александровна – мастер спорта, ко мне пришла маленькой, потом перешла в Москву в «Динамо», сейчас преподаёт в Москве в спортклубе акробатику на батуте; Акмеева Ирина закончила РГУФК (центральный институт физкультуры), преподаёт в Москве в хорошем клубе; ещё две девочки закончили институты, преподают.


 


- Как вы налаживаете контакт с детьми в самом начале?

- Мы смотрим, какой настрой у семьи, будут ли заниматься, ходит ли ребёнок постоянно или как придётся, настроены ли родители серьёзно на регулярные занятия. Дети приходят с четырёхлетнего возраста. Те, кто постоянно ходит, их видишь, естественно налаживается контакт с родственниками, подсказываю, чем позаниматься дома дополнительно. Если ребёнок приходит редко, даже не по болезни, а просто нет желания особенного семьи, то бесполезно давать советы, рекомендации. Ребёнок получает программу на занятиях. Я знаю, это видно, что не будут родители дома заниматься дополнительно. Заинтересованные родители порой и сами спрашивают, что поделать дома для лучшего усвоения программы. Я всегда даю какие-то рекомендации. В следующий раз родители рассказывают о проделанной дома работе и это видно по успехам детей, у ребёнка пошла положительная динамика. После этого увеличиваешь нагрузку.

- Какое руководство детьми вы предпочитаете: лояльное или строгое?

- Спортивная гимнастика – один из труднейших видов спорта, у нас четыре вида снарядов. На начальном этапе, на оздоровительном, конечно, с ребёнком лояльные отношения. Какие требования к нему можно предъявить? Здесь самое главное заинтересовать. А вот когда детишки достигают первого юношеского разряда, то строгость уместна, требования предъявляются высокие. На каждом снаряде свои требования, трудность своя, вопрос безопасности важен, здесь расслабляться некогда. Дети зачастую отвлекаются, а хочется, чтобы как можно меньше было травматизма, вот и приходится проявлять строгость. Всё как дома.

- Как вы предпочитает отдыхать от забот?

- Летом я очень люблю работать на даче, выращивать овощи, отвлекаешься от всего, в грядку уходишь и всё…очень даже хорошо! Зимой всё про работу думаешь. Встаёшь, что-то пишешь, журнал заполняешь. В выходные я отвлекаюсь от всего с внучкой, прогуляемся, пообщаемся.

На лыжах не хожу, мёрзну. Физической нагрузки хватает на работе, маленькие дети понимают всё только через показ, слово плохо воспринимают, приходится много двигаться.

- Как бы вы могли ещё себя проявить, если не на тренерской работе?

- Если не тренерская работа, то всё равно деятельность с детьми была бы.


 


- Расскажите немного о своём коллективе.

В гимнастике у нас три тренера: два тренера с первой категорией, один – со второй. Коллектив небольшой, но для нашего зала более, чем достаточно, потому что зал небольшой. Работаем дружно, делим зал, взаимоотношения нормальные. К нам ещё пришёл недавно Спесивых Александр Михайлович, он ведёт акробатику.

- Был ли у вас в своё время наставник и взяли вы какую-то «изюминку» у бывшего тренера?

- У нас работала хореографом Надежда Петровна Немова, она для меня была примером и наставником. Замечательная женщина, у неё серьёзная спортивная карьера, она мастер спорта по художественной гимнастике. Она пришла в спортивную школу и сначала преподавала художественную гимнастику, потом приехали тренеры по спортивной гимнастике, этот вид спорта начал развиваться у нас, Надежда Петровна стала работать хореографом. И меня воспитывала, когда я занималась спортом в детстве. Я ей очень благодарна, она многому меня научила. Этот человек щедро делился секретами профессионального мастерства и по жизни давал дельные советы. В первого тренера, Анатолия Дмитриевича Никонова, как и все дети, я была влюблена и хотелось подражать ему во всём. Мы большую часть времени проводили в зале, напитывались спортивным духом, в памяти всё откладывалось. Я очень благодарна судьбе, что встретила таких замечательных людей на своём жизненном пути.

- Чтобы вы посоветовали начинающим тренерам?

- Жаль, что к нам не приходят молодые, все рвутся в Москву. Дети сейчас хорошие, конечно, но такие разные и не простые, расшевелить их трудно, поэтому я пожелала бы терпения. Ведь ничего сразу не получается, дети не приходят к хорошим результатам быстро, нужен кропотливый ежедневный труд. Молодые тренеры не всегда понимают, что не каждый ребёнок может достигнуть определённых высот. Физическое воспитание дети должны получать все, это главное, чтобы была здоровая у нас нация.


 


- Возможны ли перемены к лучшему в спортивной школе и в чём бы они могли быть?

- Недавно, в Доме культуры им. Ленина наша детско-юношеская спортивная школа отмечала своё семидесятилетие. На торжественном мероприятии выступала Зосимова Светлана Романовна, заместитель главы городского округа Кашира. Она рассказала о планах по развитию школы. В Ожерелье будет строиться спортивный клуб дзюдоистов (сейчас они разделяют помещение с другими спортсменами), подарили автобус спортшколе, он нам очень нужен…в отдельных видах спорта продвижение идёт…вот и плавательный бассейн открыли, на станции будет строиться Ледовый дворец…Конкретно для секции спортивной гимнастики, конечно, мы бы хотели хороший, по –современному оборудованный гимнастический зал. Анатолий Дмитриевич Никонов ещё ходил просил об этом, мы говорим об этом постоянно, хочется, чтобы нас услышали. Это нужно детям, это нужно Кашире, это нужно для воспитания здорового поколения. Понятно, что зал сразу не смогут построить, наверно, но хотя бы улучшили материальную базу.

- Как вы поддерживаете интерес детей к спорту?

- Дети обычно заинтересовываются чем-то новым, но встречаются трудности и интерес их ослабевает. У нас четыре снаряда в спортивной гимнастике. Не может ребёнок любить все снаряды. Как правило, у каждого ребёнка есть свой любимый снаряд. Бревно – один из коварных снарядов, шириной всего 10 см. Его опасаются многие. Но какая бывает радость, когда, после настойчивого требования, убеждения, просьбы тренера качественно и безопасно выполнить конкретное упражнение на бревне, что-то получается! Не передать словами! Ребёнку хочется ещё и ещё раз подойти к трудному снаряду и продемонстрировать свою победу над собой, над своей неуверенностью, над своими страхами. Дети испытывают положительные эмоции, это даёт заряд на последующие занятия. Вот так он и поддерживается интерес к гимнастике, через преодоление, через переживания, через победу. Приходится уговаривать, убеждать, заставлять поработать над собой… потом раз … и получилось. Когда дети выучат какой-то элемент, они готовы всем его показать, рассказать об этом. Детям нравится двигаться, нравиться летать, прыгать, делать перевороты. Спортивная гимнастика, хотя и трудный вид спорта, но очень интересный и разнообразный, он сам по себе привлекает внимание. Порой шучу с девочками, чтобы они немного расслабились и могли сами над собой подшутить, увидеть себя со стороны, понять, что неправильно сделала, без обиды. Выстраиваем почти семейные отношения, чтобы дети могли нам довериться. Доверие тренеру очень важно!

- Что ждут родители от спортивной школы и с какой мотивацией он приводят детей сюда?

- Сначала родители приводят детей для оздоровления, но когда начинается начальная подготовка, что-то начинает получаться, то родители ждут результатов, выполнения разрядов. Встречаются родители, которые хотят часто видеть своих детей на пьедестале. Но не всегда это получается, здесь много составляющих.

- Что такое спортивная гимнастика? В чём опасности и прелести?

- Спортивная гимнастика – это травм опасный спорт. Но под правильным руководством тренера всё получается. Тренер никогда не даст выполнять ребёнку упражнение самому, пока после страховочных действий не будет ясно, что ребёнок готов самостоятельно выполнить данное упражнение. Обычно подбадриваешь словами: «Делай смело! Я рядом!». Но всё равно этот спорт травм опасный. Взять те же брусья, могут и руки сорваться, то же бревно, оно узкое, чуть ногу не так поставишь и спрыгивает ребёнок неудачно.

А прелесть в том, что гимнастика – это красота, это грация, это красивые движения, это спортивный характер, спортивная борьба, дух соперничества.


- Кто осуществляет судейство на соревнованиях в спортивной школе?

На наши соревнования в школе мы приглашаем бывших воспитанников со спортивным образованием, они кандидаты в мастера спорта, с правилами соревнований они ознакомлены, судят на наших соревнованиях лояльно, собирается совещание тренеров, судей, обговаривается всё, за какие ошибки сколько снимаем баллов – так девочки производят судейство. Когда мы приезжаем на соревнования в другие города, когда проводятся Открытые первенства, Чемпионаты – там осуществляется профессиональное судейство. Судьи проходят специальное обучение, присваивается им категория, но они так же могут являться и тренерами.

- На каком уровне находится спортивная жизнь в городском округе Кашира? Что можно было бы изменить?

- Соревнования проводятся. У нас в борьбе хорошие результаты, по биатлону хорошие результаты, в спортивной гимнастике Аня Савицкая выполнила недавно программу мастера спорта. Клубов у нас много: «Юбилейный», спортклуб «Кашира», спортшкола «Кашира». Конечно, виды спорта у нас разрознены, гимнастике в Кашире 2, борьба в Ожерелье. Не охвачена пока станция, но там будет строиться Ледовый дворец, а на микрорайоне уже функционирует плавательный бассейн. Детям есть куда ходить, родители должны быть более активны и приводить детей в спортивные секции.

- Каким должен быть тренер?

- Тренер должен быть оптимистом, радостным, уверенным в себе, стрессов устойчивым обязательно, потому что общаться приходится не только с детьми, но и с родителями, а это сложнее. Родители не все тонкости понимают, они видят только своего ребёночка.

- Какой вид упражнений нравится лично вам и какой предпочитают дети?

- Больше всего я люблю вольные упражнения: тут и акробатика, и движения, и прыжки. В акробатике я преуспела в своё время, я раньше прыгала и двойные сальто, и винты. Я всегда чувствовала большой ковёр, я знала, что здесь никуда не упаду. Мы ездили с Анатолием Дмитриевичем на соревнования по акробатике. Я кандидат в мастера спорта по акробатике ещё.

У детей разные снаряды любимы. Бревно мало кто любит.

 

- Ваши пожелания родителям и воспитанникам.

- Я пожелаю родителям большого терпения, настойчивости; воспитанникам- хорошего здоровья. Пусть дети будут здоровы, меньше болеют. Желаю ещё хороших спортивных результатов, хорошей учёбы, упорства!


Всему коллективу спортшколы "Кашира" желаем успехов в оздоровлении детей, талантливых воспитанников,
коллективу секции спортивной гимнастики желаем дальнейшего взаимопонимания в коллективе, преданности своему делу, улучшения материального обеспечения вашего труда! Пусть воспитанницы вас радуют! Здоровья всем!


Беседовала Ирина Пирогова
7
0

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Войти с помощью:

После Авторизации/Регистрации Вы сможете полностью управлять порталом, добавлять любые материалы, комментировать новости и фотографии.

Все будет доступно в Вашей панели управления!

Добавить комментарий