
Учитель начальных классов, руководитель танцевального коллектива -филиала Школы танцев Юлии Вебер, позитивный, активный человек – Полина Васильевна Шабалина (Хохлунова).
КАШИРА В ЛИЦАХ
- Ваше детство знакомо каширянам. Полина, Вы воспитывались в детском саду № 9, потом получали знания в школе № 4г. Каширы. Что запомнилось из этого периода жизни?
- Очень хорошо помню и детский сад, и школу. Всегда любила учиться, поэтому в школу ходила с большим удовольствием. Школа № 4 всегда славилась своими внеурочными мероприятиями, я любила участвовать во всём. А задатки из детского сада. У нас был прекрасный музыкальный руководитель, Черепахина Татьяна Викторовна, которая организовывала красивые праздники в детском саду, мы принимали участие и в «Утренней звезде». Я была активна всегда и везде.
Запомнилась подготовка к одному празднику в детском саду. Обычно на праздниках мы бываем в костюмах белочек, лисичек и т.д. А на этот праздник мама мне купила красивое платье, я так о нём мечтала. За день до праздника меня сразила ветрянка, планы исполнить в нём танец и песню, получить награждение за конкурс шляп рухнули. Платье оставила до выпускного вечера, где я смогла быть принцессой, блистать😊. Запомнился выпускной вечер, где родители накрыли нам шикарный стол в группе, подарили альбомы на память, недавно пересматривала.
Запомнилось лето, когда объединяли группы, мы могли все перезнакомиться. Так я сдружилась с девочкой, и мы теперь дружим семьями. Она живёт в Москве и тоже стала учителем.
- Какие традиции семьи детства остались в памяти?
- В нашей семье всегда почитались праздники, важные для всей страны. Каждый год посещаем Аллею Славу и возлагаем цветы к обелиску. Отмечаем и День народного единства, День России. Ни разу не пропустили день ВДВ. Все эти праздники были связаны с дедушкой и бабушкой, они жили рядом с обелиском. Их не стало, а мы продолжаем семейные традиции.
- Когда покинули родовое гнёздышко?
- Моя мама строгая, требовательная к воспитанию нас, детей. До 16 лет каждый шаг был под контролем мамы. И вдруг в 16 лет, когда я сделала свой выбор в плане профессии, мама дала добро и я уехала учиться в Зарайск, где познакомилась со своим будущим мужем. Начиная с 18 лет мы жили отдельно.
Моя младшая сестра тоже уехала в Зарайск, где получает образование и планирует остаться жить.
- Почему вы решили стать учителем? Что вас вдохновило выбрать эту профессию? Где получали профессиональное образование?
- Начиная с начальной школы, мне всегда нравилось что-то делать с ребятами помладше. Часто играли в школу, где с удовольствием принимала роль учителя и могла доходчиво объяснять. У меня был опыт работы педагогом дополнительного образования в детском саду № 14, вела танцы.
Профессию я не выбирала, она меня выбрала.
После девятого класса я планировала поступать в Московский губернский колледж искусств, хотела заниматься танцами, но в аттестате была одна четвёрка среди пятёрок, я не прошла на бюджет. Мама посоветовала поступать в Зарайский педагогический колледж. Поступив в это образовательное учреждение, сразу почувствовала себя в своей тарелке. Там творческая атмосфера с множеством конкурсов, мероприятий. Я застала то время, когда работали педагоги прошлого поколения, мастера своего дела, которые искренне любили свою профессию. Мы боялись их и уважали, прислушивались к ним.
После окончания школы, я сразу пошла работать в школу и воплощаю свои идеи уже пятый год.
- Какие качества должны быть у хорошего учителя?
- В первую очередь должна быть любовь к детям, в противном случае в этой профессии делать нечего.
Второе. В профессии учителя неотъемлемой частью является дисциплина. Если ты дисциплинирован сам, как человек, то у тебя будет дисциплина и с детьми. Дисциплина – это залог успеха.
Третье. Владение методами и приёмами работы. А их невероятное количество.
Мы работаем сейчас с новым поколением детей, оно отличается от предыдущего. Мы должны подстраиваться под современные реалии.
Мне очень нравится высказывание педагога-новатора Василия Александровича Сухомлинского. Он всегда жил и работал под девизом «Сердце отдаю детям!». Мне это запало в душу. Я перечитала его труды. Этот девиз взяла на вооружение.
- Расскажите о первом рабочем дне.
- После колледжа я выбрала коррекционную школу, где дети с ограниченными возможностями здоровья. Пыталась понять, как мне реагировать на детей с тяжёлыми диагнозами. Мне было не страшно, а неловко за себя.
Меня поставили вести в старших классах русский язык и чтение. Пришли пятнадцатилетние дети с полным набором диагнозов. Постепенно привыкла к ним, мы были вместе два года. Потом я перешла в общеобразовательную школу по приглашению администрации школы.
- Как вы справляетесь с трудностями, возникающими в процессе обучения?
- Самое сложное в работе с детьми – это работа с их родителями. Сейчас другое поколение не только детей, но и родителей. Если раньше во главе учебного процесса был учитель, то сейчас стоит родитель. В моём классе 35 детей, значит 70 родителей. Среди них есть заинтересованные в воспитании и обучении родители, есть отречённые, есть те, до кого тяжело достучаться.
С родителями я абсолютно честна и искренна. Они отвечают мне тем же. Мы третий год вместе, у нас замечательно налажен контакт, хорошо взаимодействуем, готовим вместе праздники. Сейчас у нас подготовка спектакля «Муха-цокотуха». Работа с детьми – это моя задача, а вот костюмы, декорации – это вместе с родителями.
Скоро мы едем в поездку. Из класса едет 17 детей, а остальные – родители, автобус на 57 человек. Все мы сдружились, едем семьями.
Если говорить о работе с детьми, то важно усадить, привлечь внимание. У детей сейчас большая насмотренность, у них клиповое мышление, когда информация воспринимается фрагментарно. Это ни хорошо, ни плохо. Просто это надо учитывать, должна быть частая смена деятельности, разнообразные формы работы.
Мои дети очень заинтересованы учёбой. Сразу после каникул будет неделя русского языка, это рабочие листы, проекты. Потом дети будут получать по итогам призы, грамоты, которые приобретаю я и родительский комитет.
Во время трёхнедельного участия в конкурсе «Педагог года», помощь родителей была неоценима, помогали во всём, понимая мою занятость и болея за меня. Благодарна всем родителям!
- Какие методы и подходы используете в своей педагогической практике?
- В моём опыте есть использование метода запоминания больших правил, сносок, определений в игровой форме с использованием стихотворений и движений. Взаимосвязь мозга, рук, речевого аппарата. Это было в первом классе. Дети растут, им надо что-то новое, поэтому этот метод я видоизменила. Сейчас мы на постоянной основе используем нейроупражнения – новое направление в педагогике. Всё новое – это хорошо забытое старое. Использую зеркальное чтение букв, двуручное письмо, адаптирую под конкретную тему урока. Есть задание, например, провести диктант. Я меняю буквы в словах задом наперёд, появляется интересная картинка, ребёнок читает слово с пропущенной буквой и записывает, получается такой немой диктант. По математике тоже самое. Нейроупроажнения использую при изучении всех предметов. Этим опытом я поделилась во время конкурсных испытаний. Он получил большой отклик. Нейроупражнения можно использовать от мала до велика, развивая и поддерживая мозговую деятельность. На конкурсном мастер-классе я показала педагогам используемые мной нейроупражнения. Представила заламинированные карточки, на которых вразброс числа от 1 до 90, спрятанные в разные фигуры, шрифты. Числа надо разложить по порядку. Использование таблицы Шульте (для тренировки внимания).
Второе представленное упражнение с теннисными мячами.
Третье упражнение. Надо проговаривать увиденное на карточке число и руками показывать лево, право, верх.
В классе мы готовим с детьми нейротанец. Артисты показывают всё зеркально, а зрители - дошколята будут выполнять движения, глядя на артистов.
В быту можно, например, утром почистить зубы левой рукой – мозг сразу просыпается. Можно одновременно двумя руками размешивать кофе себе и супругу или один день всё делать по дому левой рукой (чистить окна, мыть, пользоваться столовыми приборами и т.д.) Мозг сразу реагирует, появляются новые нейронные связи.
На одном из заданий конкурса надо быдло представить универсальный опыт, который пригодится любому учителю и для любого возраста детей. Кто-то учил вязать узлы, другой - использовать музыкальный инструмент на уроках.
- Как мотивируете учеников к учёбе и активному участию на уроках?
- В моём классе развита система самоуправления. Дети у меня взрослые, способные, самостоятельные. Они сами поливают цветы, убираются в классе, протирая подоконники, стулья, столы, кроме мытья полов. Дети понимают свою нужность. Для детей в классе всё в полном доступе, у нас есть игровой уголок, научно-технический с конструктором. Дети не чувствуют себя только учениками, они – полноценные члены класса, учебного процесса. Это их мотивирует.
Любой урок, независимо от темы, стараюсь привязывать к жизни: зачем ему это? для чего это нужно знать? А ещё мы очень много читаем. Мы работаем по учебнику «Школа России». По договорённости с родителями, мы покупаем книги, много читаем внешкольной литературы.
Но самая главная мотивация - дисциплина. Есть дисциплина, тишина на уроках – есть хороший результат.
Первые две недели первого класса - приходилось использовать строгость, приводить детей в чувства, приучать к самостоятельности. Сейчас мне не приходится искать в раздевалке шапки детей, перчатки, подтягивать детям колготки. Дети быстро поняли мои требования, приняли это (и родители тоже). Сейчас они организованы, дисциплинированы, максимально самостоятельны.
Ребята понимают, что строгость порой нужна, понимают для чего нужна дисциплина. С ними не страшно ходить на экскурсии и выезжать куда-либо.
У нас в классе 12 отличников. Это приличный результат. Просила администрацию провести тестирование. Все 12 человек подтвердили свои результаты. В прошлом году две девочки стали победителями Всероссийского проекта «Что? Где? Когда? Почему?» Это большая проектная деятельность. Мы разрабатывали словари. Я уверена и отвечаю за каждую оценку учеников своего класса.
- Какие ресурсы вы используете для подготовки к урокам?
- Использую учебник Петерсона. Во время моей учёбы в первом классе мы не любили эту сложную программу, но сейчас я понимаю необходимость в её использовании для развития современных детей. В русском языке – это обязательно прописи Илюхина. Мы занимаемся каллиграфией и чистописанием на уроках русского языка. Много материала беру из посторонних источников. Презентации делаю сама быстро безо всяких эффектов, использую пятиминутные карточки, чтобы всё успеть. В согласовании с родителями - раз в неделю провожу диктант, в следующую неделю-изложение, ещё неделя – проверочная работа. Поскольку дети занимаются не только по учебнику нашей программы, знаний больше. В третьем классе дети решают задачи за пятый класс на дополнительном уроке по математике, решаем олимпиадные задачи. Класс не математический, но этот предмет любим больше, чем русский язык.
Уверена, что в успехах детей видно влияние нейроупражнений. Даже родители дома замечают, что дети стали более внимательными, послушными, сосредоточенными.
- Расскажите о взаимодействии с родителями? Считаете ли это важным?
- В связи с тем, что родителям сейчас можно написать, родительские собрания провожу раз-два в год. Всё, что надо высылаю в чат, родители быстро реагируют. Я поняла, что разговаривать с родителями строгим, формальным языком нельзя, они такие же люди, со своими заботами, проблемами.
Родительские собрания готовлю вместе с детьми. Для родителей снимаем клипы, рисуем портреты родителей, делаем почтальончиков с пожеланиями и маленькие подарочки с предсказаниями на будущее или пожеланиями. Стараюсь эффектно начать и закончить собрание. В основной части-важная информация, которую нельзя выслать в чат. В этот раз мы обсуждали тему этического поведения родителей дома, высказывания мнения родителей об учителях при детях. Дети перенимают позицию родителей, к сожалению, и т.д.
В классе мы работаем плодотворно, чтобы на дом задавать меньше. Я понимаю загруженность родителей на работе. Даю задание для того, чтобы дети знали, что такое домашнее здание и в пятом классе не возникало вопросов. Прошу родителей и детей, чтобы ребята самостоятельно выполняли домашнее задание.
- Какие изменения в системе образования хотели бы видеть в будущем?
- *Должно быть меньше детей в классе. Должен быть индивидуальный подход, но, когда 35 учеников, это сделать невозможно. 20-25 детей максимум в классе должно быть.
*Много иностранцев в классе. Это дети, которые имеют право на образование, но им тяжело учиться с русскоязычными. Начальная школа для таких детей должна быть специальной, в помощь таким детям. А потом они объединяться с обычными классами.
*Вводить и укреплять институт наставничества в школах. Молодые педагоги хотят работать в школе, но они не ожидают, что их ждёт. Не хватает совета, помощи.
- Какие личные качества помогают вам в работе?
- Высокая работоспособность, человечность, индивидуальный подход к каждой семье, дисциплинированность.
- Как вы организуете внеурочную деятельность?
- Самая лучшая внеурочная деятельность - вне школы. Мы ходим в библиотеку, ездим на заводы, фабрики, знакомимся с профессиями. Посетили заводы по производству чипсов, молочной продукции и пр.
- Как Вы развиваетесь в профессии?
- Есть люди, которые горят своей профессией, есть, которые работают для какой-то стабильности. Важно проходить большие тестирования РИКУ, получать квалификации, участвовать в конкурсах.
- Вы занимаетесь с детьми танцами в Кашире. Как к этому пришли?
- Ещё в детском саду я любила танцевать, мама водила меня на танцевальный кружок с пяти лет, продолжила ими заниматься вплоть до окончания школы. Мой руководитель разрешала мне заниматься с младшими группами танцами, иногда я замещала и её. По рекомендации Юлии Геннадьевны, моего руководителя, я стала вести танцы в дошкольном учреждении после общения с администрацией дошкольного учреждения и родителями.
Когда училась в Зарайском педагогическом колледже, организовала танцевальный кружок для юношей – учителей физкультуры в будущем и для девушек- будущих учителей начальных классов, мы танцами поздравляли учителей с праздниками, выступали на городских мероприятиях, ездили на конкурсные мероприятия.
В Кашире я начала вести танцы, ещё учась в Зарайске. По просьбе Юлии Геннадьевны, руководителя танцев, я стала приезжать два раза в неделю из Зарайска для проведения занятий вечером. Меня возил папа. Работала и в выходные дни. У меня было всего две группы, 8 и 5 человек. Сейчас у нас пять групп, детей достаточно.
Начиналось всё с малого количества детей, с минимального количества выступлений. Кто-то из детей уходил. Постепенно всё наладилось. Дети стали приходить, много выступали и продолжаем это делать, обязательно участвуем в конкурсах. Приходили целыми группами из детского сада.
Потом пришёл ковид. Всё рухнуло. Пришлось восстанавливать всё заново.
Набрали ещё одну группу. Стали участвовать в спектаклях, в городских мероприятиях. Одна выпускница моя учится в педагогическом колледже на хореографа, две девятиклассницы из школы № 2и 9 микрорайона уже ведут занятия с детьми.
Мне, конечно, приятно, что ко мне идут дети. У нас нет официального набора, группы набраны, и дети хотят заниматься. Родители уже занимающихся детей приводят младших, которым всего по 2, 5 года. Есть отклик, есть какая-то репутация, которой очень дорожу.
Я искренне считаю, что танцевальное детство-это лучшее детство, которое можно пожелать ребёнку. Тренировки, конечно, тяжёлый труд, но выступления – это яркие события. Это интересно, здорово!

Конкурсные испытания в ноябре 2025 года.
Полина Васильевна Шабалина - педагог высшей квалификационной категории, два раза участвовала в профессиональных конкурсах, была победителем и лауреатом. Постоянно повышает свою квалификацию, получила высшее образование, награждена Почётными Грамотами.
В танцевальной деятельности много успехов и наград, труда и удовольствия. Дети Каширы имеют прекрасную возможность заниматься танцевальным искусством, благодаря таким людям, как Полина Васильевна Шабалина.