Горбачёва Виктория Владиславовна – учитель труда СОШ № 4 г.о. Кашира, победитель муниципального этапа регионального конкурса профессионального мастерства «Педагогический дебют - 2025»
КАШИРА В ЛИЦАХ
Мой путь к профессии.
Я училась в школе № 4, всегда была активисткой, принимала участие во всех мероприятиях, помогала организовывать Ёлки для маленьких детей, занималась волонтёрством. В дни самоуправления всегда замещала учителей, в том числе учителя технологии Ольгу Сергеевну Донских. Отсюда и пошла идея стать учителем в дальнейшем. Когда смотрела на работу своих учителей, понимала, что это мой путь и мне хотелось бы также работать.
С 16 лет работала в оздоровительных детских лагерях помощником вожатого, вожатым, кружководом. Дома всегда занималась младшей сестрой.
Я стала учителем труда, так как всю жизнь в творчестве, делала декорации для выступлений, многое делала своими руками. Прислушалась к совету своего учителя технологии Ольги Сергеевны. У меня были мысли стать учителем начальных классов, мне нравится младший возраст, но выбор сделан. Я учитель труда и безопасности жизнедеятельности.
Я с удовольствием вспоминаю уроки труда, когда сама училась в школе. Учила нас всему Ольга Сергеевна Донских. Уроки проходили очень интересно. Программа тогда была другая. Много времени уделялось швейному делу, кулинарии. Мы научились готовить омлеты, запеканки и мн.др. Работали с духовкой. Шили прихватки, фартуки, юбки, устраивали дефиле. Вышивали интересные картины, вязали игрушки, подушки, делали игольницы. Было и моделирование. Уроки были практико-ориентированные. Это были одни из самых любимых уроков.
Вдохновившись замечательным примером, я получила педагогическое образование в Государственном социально-гуманитарном университете г.о. Коломна и вернулась в родную школу. Продолжаю учиться в магистратуре (второй курс уже), пишу диссертацию. Обучаясь в университете, я написала несколько статей, выпустила под руководством декана методичку по своему профилю.
Возвращение в родные стены.
Родные стены школы меня приняли дружелюбно. Благодаря опытному педагогическому коллективу во главе с директором Натальей Николаевной Семигиной, я быстро влилась в педагогический процесс. Второй год работаю по выбранному профилю.
Мои ученики и уроки.
Я веду труд с пятого по девятый классы и провожу внеурочную деятельность в младших классах.
В своих учениках воспитываю трудолюбие, старательность, усидчивость, помогаю развить мелкие мышцы рук, развиваю вкус, художественные навыки. Хочу, чтобы мои воспитанники смотрели на мир через призму творчества и позитива.
Первые дни в школе.
Опыт работы у меня небольшой, но было много и смешных, и курьёзных моментов.
Когда я только пришла в школу, мне сразу дали классное руководство. Я сначала была в некой прострации. Надо было вести 15 разных классов. В моём классе 28 детей. Сначала не ориентировалась, казалось, все на одно лицо😊 Я путала детей своего класса с другими детьми. На первой неделе прошлого учебного года я пошла проверить свой класс, как дошли до спортивного зала. Увидев группу ребят в школьной форме, стала требовать, чтобы быстро переоделись в спортивную и отправились на урок физкультуры. Небольшой спор завязался. Выяснилось, что это был 5 «А» класс, а мой-то 5 «Б». Вот так я не ориентировалась сначала в детях, все для меня были одинаковые.
Чем я удивила учеников.
Меня порадовало, что дети были удивлены моими уроками в самом начале работы. Мы сдвигали столы, стелили скатерти, занимались выжиганием на досках, росписью, из проволоки делали букеты цветов. Я ввела модуль- черчение. Ребятам было интересно узнать, что можно чертить не только на бумаге, но и в 3D редакторе. Дома ребята упражнялись чертить в их любимых компьютерных играх. Для отчёта дети делали скриншоты и присылали мне.
Учащиеся познакомились с настоящим дроном, увидели и услышали его жужжание, работу.
Ввожу постепенно модуль - робототехника. Изучаем управление и моделирование, делаем простейшие тележки, шагоходы.
Занимаюсь, в основном, с мальчиками. Удивительно, но им понравилась кулинария. Дети научились готовить завтраки, салаты, блины, которыми обязательно угощаем учителей. Мальчишкам было забавно надевать чепчики, фартучки, одноразовые перчатки. Гигиена на первом месте. Ребята имеют представление, как работать с режущими предметами, с оборудованием кухни, соблюдая технику безопасности и гигиену.
Любой предлагаемый мною модуль интересен для учащихся. Меня это вдохновляет.
Мне приятно наблюдать за прогрессом развития детей. Дети сначала не могли начертить прямую линию, таблицу на бумаге. Это было плачевно! В результате системности в работе, проект выполнен, дети справились с чертежом-планом кухни, научились писать чертёжным шрифтом. Сейчас ученики самостоятельно могут начертить деталь. У детей развилось пространственное воображение.
Современные технологии и инструменты на уроках труда.
На уроках труда использую современные технологии. Постоянно делаю презентации для детей. Люблю использовать игры и квесты на различных платформах. Вывожу детям Q-код, с помощью телефонов сканируют, решают игровые задания. Например, сопоставить картинку - элемент швейной машинки с его названием (шпулька, лапка…) В программе ученик видит- молодец, выполнил задание. В кабинет учителю приходит сообщение, что конкретный ученик выполнил задание. Всё на современном уровне. Это детям интересно! Везде запрещают телефоны, а в этом случае телефоны помогают учиться. Квест проходит тоже интересно. По Q-коду заходят в программу и оказываются в комнате, где есть подсказки. Выполнив определённое задание, дети получают подсказку и так до окончания квеста – получают ключ и выходят из комнаты.
Индивидуальный подход.
На каждом уроке использую индивидуальный подход к ученикам. Задания делятся на три уровня сложности: сложный, средний и базовый. Есть ученики очень слабые по развитию. Для отдельных детей готовлю готовые чертежи, которые нужно просто перечертить, в то время как остальные выполняют чертёж самостоятельно. На кухне такие дети дежурят по столовой, им нельзя доверить колющие, режущие предметы. Они задействованы в труде, чувствуют себя полноценно.
Проектная деятельность.
Мой класс участвовал в проекте «Мы за чистое Подмосковье», снимали видеоролик по использованию и утилизации батареек. Заняли первое место в округе, дальше региональный этап.
С учеником Алексеем Воробьёвым заняли первое место по робототехнике на муниципальном уровне, участвуя в конкурсе «Техно-Арт». Собрали робота, запрограммировали его, сняли видеоролик.
По собственной инициативе с классом вырастили рассаду бархатцев и высадили на клумбу. Это была клуба нашего класса.
Мой предмет основан на проектной деятельности.
Черчение – проект «Умный дом», «Столовая» и др.
Проект – участие в конкурсе «Город мастеров» – расписывание досок. Победители, призёры.
Много других проектов было реализовано за прошлый учебный год.
Как я провожу урок.
Урок начинается с приветствия, проверки домашнего задания, проверки знаний по технике безопасности. Обговариваем задание урока и напоминаю о темпе. Если что-то не успеем сделать, придётся трудиться дома, поэтому отвлекаться нельзя. Когда рабочий шум нарастает, звучит моя фраза «Ловим тишину!» И это действенно.
В конце урока моем палитры, выжигательные инструменты складываем…- убираем рабочее место. Предлагаю детям оценить, что успели сделать за урок и почему, подвожу их к пониманию соблюдения дисциплины, рабочего темпа.
Мои трудности в начале работы.
Трудности заключались в дисциплине седьмых классов. Ребята понимают, что учитель молодая, да ещё ведёт уроки труда у мальчиков, проверяют на прочность.
Но я человек целеустремлённый, настырный, трудностей не боюсь. Тесное сотрудничество с родителями особенно результатов не даёт, но они в курсе поведения детей. Благодарна администрации школы, коллегам за помощь в организации детей.
Совет будущим учителям труда.
В первую очередь, надо любить свой предмет. Надо понимать, что труд как предмет изучения очень важен. Ученики получают огромное количество навыков. Этот предмет самый практико-ориентированный из всех, что есть в школе. Труд надо преподавать с огромной любовью и отдачей, заботясь о сохранении интереса к труду, разнообразив виды деятельности. Труд – это предмет самый важный, хотя и нет экзаменов по нему.
Думаю, что в будущем уроки труда перейдут в более цифровой формат. Уже сейчас убрали часы по обработке древесины, кулинарии, швейному делу. Уроки труда сильно изменились. Введены робототехника, 3D-моделирование, компас, САПР (система автоматизированного моделирования), беспилотное пилотирование автоматизированных систем.
Учитель должен всю жизнь учиться. Должна быть психологическая подготовка, выдержка, настойчивость.
Мне в работе помогают усидчивость, целеустремлённость, напористость.
Мой первый профессиональный конкурс.
Конкурс - это возможность проявить себя, показать свои сильные стороны, почерпнуть что-то интересное от своих коллег. Мой стаж работы - самый маленький из всех конкурсантов. Все педагоги выступили достойно, раскрыли интересные темы. Мне понравился опыт работы учителя русского языка и литературы с нейросетями.
Первый этап конкурса из опыта работы «У меня это хорошо получается».
Моя основная тема – «Формирование функциональной грамотности на уроках технологии». По этой теме у меня выпущено методическое пособие в ГСГУ г. Коломна совместно с деканом. По нему теперь учатся студенты. Эти методические пособия раздала членам жюри.
В презентации были отражены основные моменты внедрения темы на уроках, как решаем задачи, используем цифровые платформы, Q - коды.
Раздала текстильные материалы. Задание: как сшить прихватку? Надо выбрать материал для прихватки. Нужно решить задачу. Девочки выбирают подходящий материал, обосновывают выбор. Например, шёлк для этого не годится. По данным таблицы стоимости льна, хлопка вычисляют, сколько ткани потребуется на прихватку и сколько денег будет затрачено. Вот вам математическая и финансовая грамотность. А ещё ученики получают сведения о ткани, проверяет её на впитываемость, на драпируемость.
Комиссию заинтересовала эта тема. В комиссии были сотрудники методического центра, директора школ, победитель прошлого конкурса, учителя, методисты.
Второе испытание «Учебное занятие». 30 минут урок и 15 минут самоанализ.
Мне достался 8 класс. Я выбрала тему «Беспилотные летательные аппараты», так как её можно ярко представить, и она достаточно актуальна, входит в рабочую программу. Поделила класс на пять групп. Рассказала историю развития БПЛА, мы выяснили применение (видеосъёмка, опрыскивание полей и др.) в гражданских целях. Закрепление материала проводилось с помощью игр. Детям раздала карточки, они отвечали к какой сфере относится применение беспилотников? Гражданская, военная, разведка. Дети поднимали определённые карточки и объясняли свой выбор. Большое удивление вызвал настоящий беспилотник, который достала из-под стола. Выяснили технику безопасности при работе с беспилотником.
Провела игру с использованием Q – кода. Ещё одна игра-интерактивный опрос с использованием карточек «Правда или миф». Всё о беспилотниках.
Закончилось занятие рефлексией. Распечатала «Билеты на выход», где было три вопроса: что больше запомнили на уроке, какие были трудности, на сколько хорошо усвоили тему урока по шкале от 1 до 5.
Третий этап «Публичное выступление».
Я сохранила одну линию «Формирование функциональной грамотности на уроках труда».
Функциональная грамотность – это умение применять детьми свои приобретённые в школе знания и навыки в реальной жизни. Например, детей учат считать проценты, а в магазине скидку посчитать не могут.
На этом этапе конкурса я раскрыла проблему формирования функциональной грамотности в контексте классного руководства. Я редко вижу детей своего класса. Как же мне формировать у них функциональную грамотность?
Я объяснила свои три позиции:
1. Коллективные творческие дела (проекты, клумба, мероприятия)
2. Участие в масштабных проектах и акциях.
3. Тематические классные часы (проходят как тренинги).
На всех этапах конкурса меня поддерживала Ольга Сергеевна Донских - мой наставник, который много полезного для меня сделала. Она помогала мне готовиться к конкурсу. Я благодарна и администрации школы за поддержку. Конечно, за меня переживала моя семья: сестра и родители. У нас нет никого в педагогике. Мама всю жизнь работает в торговой сфере, а папа в силовых структурах после участия в горячих точках. Мама всегда хотела, чтобы я стала педагогом, родители довольны моим выбором профессии.
Мои друзья мне очень помогли. Они распечатали методички, сшивали их.
Будущим конкурсантам желаю не бояться, быть уверенными в себе и своих силах. Есть хорошее выражение «Главное не победа, главное-участие!» То, что человек решил поучаствовать в конкурсе – это уже большая победа. Из конкурса надо брать всё, что тебе пригодится в твоей работе, учиться у коллег.