Независимый информационный портал города Кашира!
Регистрация / Авторизация

Добавить на сайт


Войти с помощью:


Восстановить пароль!
+11°C

Наш коллектив – один большой отряд, семья, одно целое

 


Попова Юлия Николаевна, 

директор основной общеобразовательной школы № 8 городского округа Кашира

- Сколько лет Вы в педагогике? Что способствовало Вашему выбору?

- Я в педагогике с 1989 года. Пришла работать в школу № 2 учителем математики на место очень хорошего учителя, Назимовой Виктории Павловны, так как она ушла на пенсию. Коллектив во второй школе был очень яркий, многие друзья оттуда работают директорами школ, в администрации. Спустя 9 лет перешла на должность директора этой школы, где работаю уже 21 год.  Как я пришла к этой профессии? За два года до окончания школы я мечтала стать хирургом, ездила на подготовительные курсы. Профессия мне всегда нравилась, я и сейчас всех лечу дома, когда нужно, животных в том числе. Меня это не пугает, не отвергает. В своё время я побоялась большого конкурса, 15 человек на одно место. Мама меня убедила, что надо реально смотреть на жизнь. Стала что-то другое выбирать. У меня с математикой всегда было хорошо, папа в своё время мне хорошо помогал. Так я выбрала педагогический институт имени Крупской. Институт мне сразу понравился, там раньше был институт благородных девиц, лестницы старинные, всё очень красиво. Институт меня сразу очаровал. Я ещё обрадовалась, когда увидела примерные экзаменационные работы на стенде, всё решила устно тут же и убедилась, что сюда я поступлю обязательно. И когда приехала поступать, мне понравилось, что там очень интересная и весёлая жизнь. Собирался какой-то стройотряд, играли на гитарах, весёлые компании, смеялись. Климат хороший там, у меня появился положительный психологический настрой, душа моя сразу распахнулась. Конкурс был 5 человек на место. Я закончила школу на отлично, в то время были льготы для отличников.  Сдала вступительный экзамен на пять и меня сразу приняли в институт. Жизнь студенческая была интересной, сильный преподавательский состав, я благодарна тем преподавателям. Программы меняются, а основа остаётся. Я до сих пор открываю свои конспекты, пользуюсь ими, особенно при работе в старших классах.


- Что значит быть руководителем образовательного учреждения? Насколько это ответственно и сложно?

- Нужно быть всем: и экономистом, и контрактным управляющим, и строителем, и инженером, и артистом, и психологом с очень большой буквы. Надо быть сильно влюблённым в свою профессию, потому что всё это выдержать и испытать может только человек, преданный своему делу. Молодые специалисты порой не задерживаются в стенах школы, потому что у нас очень своеобразная профессия, требующая больших способностей, большой отдачи. А у директора плюс к этому ещё и очень большая ответственность, отвечаешь за всё. Моя должность требует и физической, и психологической отдачи.


- Какими принципами руководствуетесь в общении с коллегами и воспитанниками?

- Основной принцип: все мы равноправные члены одной команды. Наша школа особого кадетского плана, мы все как военный отряд.  И если один где-то халтурит, не дорабатывает, то значит это ложится на плечи окружающих. Начиная с первого класса, мы внушаем это детям. У нас школа, можно сказать, семейного типа. К нам бывшие ученики приводят своих детей, мы хорошо знаем все семьи, многие живут в одном микрорайоне. У нас складываются более тёплые отношения, менее официальные. Нашей школе более века, здесь учились прабабушки, бабушки, родители учеников, она стала родной для каждого. Мы стараемся чаще хвалить детей, замечая каждого, но иногда можем и пожурить, когда этого требует дело. Педагогический коллектив небольшой, поэтому каждый на виду, каждый должен быть уникален. Педагог на своём рабочем месте не имеет возможность отсидеться, скрыться за чужую спину. Мы все на передовом фронте. И ученики у нас получаются с высоким чувством ответственности. Я очень довольна нашими выпускниками, они подтянутые, собранные, умеют себя вести культурно, соблюдают субординацию, даже отличаются хорошим поведением немного раскованные дети, когда выезжаем куда-то. Это отмечают и педагоги других учреждений. Мы все объединены человеческими ценностями и общей целью. Наш коллектив – один большой отряд, семья, одно целое. Это даёт больший эффект в воспитании, чем официальные подходы.

- Можете назвать коллектив школы командой? Согласны ли Вы с поговоркой «Один в поле не воин».

- Да. Могу даже семьёй назвать, не только командой. У нас каждый старшеклассник не чурается младшего, не проходит мимо. У ребят хорошая правильная дружба, связанная какими-то интересами. Поговорка «Один в поле не воин» спорная. Мы знаем из истории школы, из истории Великой Отечественной войны, иногда и один решал. Когда один боец оставался прикрывать других, то он был как раз один в поле воином. Это, конечно, не самый популярный метод работы. Я стараюсь никогда одна не работать. Рядом всегда находятся люди, которые всегда поддержат, помогут, разделяют мои мысли. Стопроцентно, конечно, трудно надеяться на взаимопонимание, но в ответственных моментах все собираются и выполняют необходимое задание. О взаимопонимании и благополучном климате в коллективе говорит тот факт, что у нас нет текучки кадров. Бывают отдельные случаи ухода педагогов в случае переезда куда-либо, уходят на повышение или по другим уважительным причинам. Процентов 90 – это люди, которые уже давно работают в школе, процентов 80 – это люди, которые работают со мной уже больше 15 лет, разделяют мои идеи, планы, доверяют мне. Авторитарный, волевой подход применяю редко, стараюсь разъяснить суть дела. Мы умеем договариваться. У нас есть отряд и есть командир, отряд доверяет командиру безоговорочно.


- Как оцениваете профессионализм педагогов школы?

- Школа – это не стены красивые, не ремонт хороший, не оборудование современное в классах, это те люди, которые здесь работают. Коллектив у нас небольшой, все на виду, у нас нет людей, которые являлись бы не профессионалами своего дела. Есть педагоги от Бога, есть люди, которых приходится вести за собой, учить и они постепенно начинают раскрываться. У нас 57% учителя высшей категории, 36% учителя первой категории. Оставшиеся проценты – это те люди, которые проработали меньше трёх лет и ещё не аттестовались. Стараюсь тщательно отбирать членов коллектива, присматриваюсь, задаю вопросы, хочу понять, что интересует человека, проникнуть в его сущность. Я очень довольна коллективом. У нас яркие личности, которые воспитывают победителей, призёров конкурсов, олимпиад, смотров, соревнований. У нас 86% педагоги с высшим образованием, 14 % со средним образованием. Случайных людей у нас нет, педагоги со средним образованием получали высшее будучи уже в зрелом возрасте. Все профессионалы.


 

- Какими качествами должен обладать современный педагог?

- В первую очередь педагог должен быть хорошим психологом. Бывает, что возникают нестандартные ситуации между учителями школы и родителями, жизнь непростая. Надо уметь найти подход к любому родителю, ученику, коллеге. Очень важно быть и профессионалом своего предмета. Если человек плохо знает свой предмет, то каким бы учитель не был коммуникабельным, весёлым, задорным, он не будет иметь авторитет ни у родителей, ни у детей. Педагог, конечно, должен быть и программистом, чтобы внедрять новые технологии в образовательный процесс, и строителем, чтобы за своим кабинетом присматривать, и артистом, и сценаристом, чтобы праздники устраивать. Педагог должен быть многогранной личностью, энтузиастом своего дела.

- Какие основные направления работы школы?

Первое направление. Мы составили программу «Золотой запас», в своё время она была передовой и уникальной. Идея заключалась в раскрытии многогранной одарённости у каждого ребёнка. Мы разработали эту программу, прописали мероприятия, запланировали очень массовое вовлечение детей в различные смотры, конкурсы, соревнования. Ребёнок любит школу, учёбу, учителей, посещает уроки с желанием, если он в чём-то успешен. Если ребёнок не успешен в учёбе, а больше он проявить себя не может ни в чём, если каждый день, каждый урок он терпит неудачу, он не захочет приходить в школу, заниматься образованием дома, не захочет с кем-то общаться в этом коллективе.  Мы решили реализовывать эту программу, чтобы сделать пребывание детей в школе более комфортным, чтобы у детей появился стимул в этом коллективе быть, учиться, дружить, добиваться большего результата. Наш коллектив старается поощрять детей за участие и тем более за успехи в конкурсных мероприятиях. Это происходит на линейке каждый понедельник. Ребёнку даже бывает не так дорог подарок, как то, что он выходит при всех на центр зала и его чествуют. Дети получают свою «минуту славы». При реализации этой программы мы заработали два миллиона рублей, участвуя в конкурсах разного уровня. Первый раз получили грант на миллион рублей для развития нашего учреждения в 2007 г., участвуя в национальном приоритетном проекте «Образование». Мы оснастили классы и кабинеты современным оборудованием на эти деньги. В 2012 г. получили второй грант на миллион. Нам подарили мультимедийное оборудование в актовый зал.

Второе направление – «Духовно-нравственное образование учащихся в современной школе». Мы также разработали программу, согласовали с отцом Валерием Сосковцом. У нас появилось много конкурсов, некоторые потом стали районными. Появилось много благотворительных акций. Во все классы мы ввели изучение православных дисциплин, подготовлена тематическая литература, учебники, рабочие тетради, методические пособия. Нам пришлось проводить большую разъяснительную работу среди родителей, так как у нас есть дети, чьи семьи исповедуют другую религию. Люди должны знать наши обычаи, если они решили приехать сюда и жить в наших краях. Случаев отказа от изучения православной культуры у нас пока не было.  Но и мы с пониманием относимся к тому, что родители не отпускают порой своих детей в храм. Мы не заставляем это делать. Тесно сотрудничаем с Благочинием. А сейчас более тесно общаемся, так как у нас кадетские казачьи классы появились, которые предполагают мощную православную основу.

Третье направление появилось в 2011 году – кадетское движение. Отец Валерий Сосковец вместе с Благочинным, тогда ещё отцом Виталием Коценко, предложили нам открыть кадетский класс. И нам захотелось чего-то новенького, что очень полезно и для коллектива, и для родителей, детей. Нашей школе 117 лет. Здесь всегда была сильная нравственная составляющая. Школа всегда участвовала в различных мероприятиях, побеждала. Хорошо работали пионерские, комсомольские организации. Так мы в 2011году открыли первые два кадетских класса. Конечно, и в этом случае пришлось много поработать с родителями, которые беспокоились, что их дети станут солдафонами. Много людей нас поддержало. В этом году был уже восьмой выпуск кадетского класса. Эти дети умеют себя вести в разных ситуациях более достойно, они себе не позволят смех, если на сцене происходит что-то патриотическое, связанное с памятью героев, они понимают, о чём идёт речь, мы много говорим об этом в школе, стараемся внушать, показывать и рассказывать. Дети умеют себя вести в храме, умеют соблюдать субординацию, понимают с кем и как себя вести. Такие ценности как «помощь старикам», «послушание взрослым», «жалость к больным» и др. – мы видим это в наших детях, когда ходим к ветеранам, посещаем корыстовский интернат, «Семью».

А выезжаем мы за пределы школы, благодаря нашим родителям. У нас хорошее взаимопонимание, родители лёгкие на подъём. Иногда мы выезжаем на городских автобусах к месту мероприятия, наши дети не изнежены, им надо больше двигаться.

- Дети каких национальностей обучаются в школе? Какие формы педагогического воздействия используют педагоги для воспитания у детей толерантного отношения друг к другу и к мигрантам в городском округе?

- У нас есть украинцы, корейцы, азербайджанцы, таджики, узбеки, армяне, русские. Слово толерантность не православное, как поясняет батюшка. Нужно просто воспитывать любовь друг к другу, уважение за таланты, способности, за человеческие качества. У нас не звучат обидные клички, связанные с тёмным цветом волос, кожи, разрезом глаз. Мы убеждаем детей, что это унижает человеческое достоинство. Стараемся опираться на православные основы, батюшка нам помогает рассказывать, как надо относиться к людям другой веры. Наш коллектив с пониманием относился к старшеклассникам – мусульманам, когда они уходили домой для молитвы. Но и они с пониманием относились к нашим обычаям, когда перед Пасхой мы проводили неделю добрых дел, собирали крашеные яйца, подарки для стариков, многодетных семей, одиноких людей. Все семьи с удовольствием приняли участие в этой акции.


 

- Ваше мнение о современной молодёжи. Есть ли в коллективе воспитанников дети, требующие индивидуального подхода и особого педагогического воздействия? Удаётся ли направить энергию этих детей в мирное русло?

- Да, хорошая у нас молодёжь. Она не становится хуже, она не меняется. Меняется жизнь, которая откладывает отпечаток на наших детей. Если создать правильную образовательную среду, то всё будет хорошо. Мы сами с двух лет подсаживаем детей на гаджеты. Родители пытаются ими заменить себя, чтобы успеть сделать свои дела или лень общаться с детьми, другие выбирают для детей занятия за компьютером с целью безопасного времяпровождения, чтобы не было дурного соблазна. Дети такие же добрые, заводные, азартные. Они с удовольствием принимают то, что мы им предлагаем: День Нептуна, «Зарница», «Сладкое дерево», «Веселые старты» и др.

В любом коллективе есть дети, требующие особого индивидуального подхода, стараемся их задействовать в военно-спортивных конкурсах, где они, как правило, наиболее успешны.


- Как организована работа образовательного учреждения по реализации творческого потенциала воспитанников?

В нашей школе 97% учащихся посещают кружки, секции, детские объединения, созданные на базе школы. Некоторые из этих занятий проводятся благодаря многолетнему сотрудничеству с учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта. Мы стараемся принимать участие в разных конкурсах от уровня школы до международных. С 2001 года ежегодно с удовольствием участвуем в форуме «Одарённые дети», который проводится в несколько этапов.   В этом году 27 человек приняло участие в этом форуме в разных номинациях.  Стараемся поддерживать детей, которые занимаются в кружках дополнительного образования вне школы, направляем их на конкурсы по своей линии.


- Патриотическое воспитание детей всегда актуально. Расскажите об этом направлении деятельности вашего учреждения.

-  У нас есть кадетское направление, с 2016 года появилось юнармейское направление. Не только мы поняли, что в наше время очень важным является чувство патриотизма. Главное для нас, воспитать гражданина, хорошего человека. Быть патриотом, это не быть предателем, прежде всего. Не предать свою Родину, не предать своего ближнего – это очень важно. Самое ужасное – это предательство. У нас все кадеты написали заявление о приёме в юнармейцы. Юнармейское движение предполагает приём в свои ряды ребят с 8 лет. И мы принимаем в юнармейцы достойных из достойных. Мы стали первопроходцами в этом плане работы с детьми, потом к нам подтянулась и школы №4, 12, а сейчас в каждой школе создан юнармейский отряд. Приём детей в юнармейцы проводим на Аллее Славы вместе с ветеранами боевых действий, которые передают ребятам красные береты после их клятвы. Очень волнительное мероприятие. Я являюсь начальником штаба юнармейского движения в нашем округе, у нас тесная связь с областным штабом, принимаем участие в разных конкурсах.  Растим детей патриотами, надеясь, что они будут верны своей Родине, своему городу, так хочется, чтобы дети возвращались в свой город и приносили пользу обществу. Не хочется думать, что дети могут уехать в другие страны и там проявлять свои таланты.

 - Какие человеческие ценности, уроки жизни вы усвоили в семье, где проходило становление Вашей личности?

Слава Богу, моя семья сохраняется, мои родители живут со мной. Наверно, ещё не кончилось моё становление как личности. Я продолжаю черпать всё полезное от своих родителей, ценю их. Все ценности, которые во мне заложены это благодаря семье. Моя бабушка стойкий человек, во время войны она потеряла мужа и воспитала двух детей, достойных, хороших. Всё, что есть в родителях хорошего и чего они не смогли воплотить сами, они попытались реализовать это в моей сестре и во мне. Главное, это трудолюбие, умение добиваться цели. Не надо искать лёгкий путь, не надо бояться трудностей, к успеху ведёт только трудолюбие. И вот сейчас я такой трудоголик, что мои коллеги надеются на хорошее здоровье, чтобы помочь мне реализовать все мои планы. «Бешенная» творческая фантазия у меня от мамы, Поповой Любови Васильевны, она у меня очень творческий человек, у неё художественная составляющая развита. Сестра моя тоже переняла от мамы творческое начало, она пишет стихи, член Союза писателей, книги выпускает, у неё прекрасные стихи, это Анна Попова. Отец мой, Попов Николай Николаевич, отработал всю жизнь на Каширской ГРЭС, прошёл путь от простого рабочего до начальника, воспитал многих руководителей. Сестра сейчас тоже работает на ГРЭС.  Отец у меня собранный, ответственный, трудоголик, сильный «технарь», математик. Я переняла эти качества от отца. У меня всё по алгоритму, у меня всё по плану, мне так проще бывает. Было много хороших учителей по жизни. Я училась в третьей школе, у меня были возрастные учителя, чему я очень рада. Учителем математики была Софья Евгеньевна Огурцова, она была примером учителя, я воспринимала её как очень близкого родного человека, которого было стыдно огорчить. Она интересовалась моей жизнью и после окончания школы, была уверена во мне. Я закончила музыкальную школу. Там тоже была прекрасная учительница музыки, Галина Александровна Звонова. Всегда рада видеть её на концертах. Я не стала скрипачом, но обучение в этой школе научило меня добиваться цели, выработалась усидчивость.

 - Ваше отношение ко Дню Победы. 

- Моё отношение ко Дню Победы стало меняться.  Раньше я не всегда понимала бабушку, когда мы смотрели фильмы о войне и она плакала, а вот сейчас я смотрю фильмы о войне и у меня тоже наворачиваются слёзы. Пропускаешь через душу всю эту ситуацию, ставишь себя на место тех людей, что в фильме… невозможно оставаться равнодушным. День Победы для нас, нашей страны является таким же великим праздником как праздник Пасхи. Они и рядом расположены. Этот праздник на самом деле со слезами на глазах, это радость, но столькими смертями оплаченная, столькими потерями. Это смерти солдат, женщин, стариков, маленьких детей, жуткие смерти. Это была ужасная трагедия, но и великий праздник. Мы прививаем это детям. Был такой случай в моей практике. На Аллее Славы проходил торжественный митинг, посвящённый событиям войны, мы, как обычно, принимаем участие в нём, понятие выходных у нас не существует. Идёт группа детей с цветами без сопровождающих взрослых, бывшие наши воспитанники. Самостоятельно собрались своей группой, они шли к обелиску. Мы пригласили их в свои ряды для совместного возложения цветов. Я думаю, что ради этой группы детей стоит работать. Понятно, что стопроцентного результата мы не получим, но если есть таких даже восемь, у которых в душе есть потребность прийти и поклониться памяти павших, то значит наши усилия не бесполезны.  Нормальный человек не может к этому событию относиться спокойно.

- Ваши пожелания коллегам, ученикам, родителям и всем каширянам.

Коллегам я пожелаю быть мудрыми в плане житейском, относиться ко всему так, чтобы быть выше жизненных неурядиц. Желаю крепкого, крепкого здоровья, в нашей профессии очень трудно без здоровья и желаю очень любить свою педагогическую профессию, несмотря на массу бумаг, отчётов, любить детей, школу и быть в профессии реализованными.

Детям хочу пожелать уважать своих учителей, любить своих родителей, любить свою Родину, пока любить свою Каширу. Кашира – это тот кусочек Родины, где они могут много для себя почерпнуть. К счастью наш город сейчас развивается, для детей появляется много возможностей.

Родителям хочу пожелать более объективно смотреть на своих детей. Любить детей надо, но более объективно оценивать их, помнить, что мы их готовим для будущей жизни. Жизнь не будет ласкать, оберегать, она бывает другая, разная. Ребёнка мы растим стойкого, полноценного, способного к жизни человека. Надо помнить о том, что мы должны закалить детей как в физическом, так и в моральном плане. Родители порой пытаются видеть до девятого класса малышей, а там уже взрослые люди.

 Мы живём сейчас во времена перемен, это трудно. Каширянам хочу пожелать с пониманием относиться к этому, не ждать извне чего-то, а самим быть участниками событий по благоустройству родных мест, например. Порой видишь людей, которые скромно выходят и перед домом самостоятельно убираются, а другие могут из окна кричать, указывать как другим убираться. Я призываю каширян к тому, чтобы свою жизнь делать лучше и краше самим.

Пусть у всех будут семьи, любимые и любящие люди рядом! Здоровья всем, взаимопонимания, крепкого тыла, любимой работы!

 

8
4

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Войти с помощью:

После Авторизации/Регистрации Вы сможете полностью управлять порталом, добавлять любые материалы, комментировать новости и фотографии.

Все будет доступно в Вашей панели управления!

Добавить комментарий