Победитель муниципального конкурса «Воспитатель здоровья» Алёна Александровна Пчёлкина.
КАШИРА В ЛИЦАХ
В МБУ ДПО "Учебно-методический центр прошёл муниципальный конкурс "Воспитатель здоровья" с целью выявления и трансляции педагогического опыта по формированию культуры здоровья у обучающихся и педагогических работников.
5 декабря 2025 года состоялось торжественное награждение участников конкурса. Победителем стала Алёна Александровна Пчёлкина, воспитатель МБОУ "СОШ № 4".
Наталья Олеговна Галахова, заместитель директора МБОУ «СОШ № 4»
- Наталья Олеговна, какое у Вас сложилось мнение о конкурсе «Воспитатель здоровья»?
- Конкурс «Воспитатель здоровья» был интересный. Много нового показали педагоги. Обращали внимание на работу мозга - это то, на что раньше акцент не делался. Проект «Резиночки» понравился. Были интересные моменты. Хотелось бы увидеть более насыщенные, разнообразные занятия с использованием разных технологий.
- Как выступила ваша участница?
- Наша участница, Алёна Александровна, выступила достойно. Она педагог молодой, но перспективный. Воспитатель заинтересована в увлекательном преподнесении детям какого-либо материала. Она старается, чтобы любая информация, доведённая до детей, была более расширенная, чтобы захватывала много областей и был понятна детям. В Алёне Александровне заложена безграничная любовь к детям, тепло, степенность. Надо учесть, что педагог работает в группе раннего возраста, а это тяжело даже физически. Дети уверенны в безопасности, они знают, что их никто не обидит, им комфортно, их всегда поддержат, помогут.
Алёна Александровна Пчёлкина, воспитатель дошкольного отделения МБОУ «СОШ № 4», опыт работы 4, 5 года.
- Алёна Александровна, почему Вы решили принять участие в конкурсе?
- Я не так давно вернулась из отпуска по уходу за ребёнком, соскучилась по работе и мне хотелось поучаствовать везде. Старший воспитатель мне предложил принять участие в конкурсе, я сразу согласилась.
- Какой опыт работы Вы представили?
- Я представила комплексную работу с детьми по всем направлениям: духовное здоровье, психическое, физическое. Когда составили презентацию, сама удивилась, как много мы делаем для детей. Я показала интегрированное занятие, оно направлено на понимание детьми общего представления о гигиене. Старалась обеспечить детям высокую двигательную активность. Использовала интерактивные, нейротехнологии (лабиринт гигиены). Главная задача моего занятия: добиться понимания детей о необходимости сохранения своего здоровья и после занятия (соблюдать режим, гигиену). Использованы предметы гигиены, на экране демонстрировалось видео «Моем руки» Надежды Малютиной, делали аппликацию «Зубная щётка».
Для меня победа в конкурсе стала приятной неожиданностью. У участниц конкурса были интересные работы и что-то можно взять в свою практику. Например, первая участница показала использование нейротехнологий. Это можно применить в работе. Возможно, от меня педагоги переймут более комплексный подход к здоровьесбережению.
Я не могу утверждать, что уже многому научилась, учиться надо всю жизнь и в разных направлениях. В работе с детьми разного возраста есть свои особенности, используются свои технологии.
- Почему Вы заинтересовались темой здоровья?
- Тема здоровья особенно близка и актуальна для меня потому, что я мама и детский сад – это первая образовательная организация, которая формирует у детей представления о том, что такое здоровье и как важно бережно относиться к себе и своему телу. Я как воспитатель здоровья уверена в том, что заложенные в раннем детстве принцип правильного питания, активного движения и соблюдения элементарных норм гигиены оказывают решающее воздействие на качество жизни ребёнка в будущем.
Для меня важно видеть, как мои старания влияют на здоровье каждого малыша, предотвращая заболевания, укрепляя иммунитет и помогая каждому ребёнку раскрыть свой потенциал. Здоровые дети – это залог успешной взрослой жизни, счастливого детства и уверенности в себе.
Основной целью моей деятельности является формирование фундамента здорового образа жизни у каждого ребёнка, начиная с раннего детства.
- Как проходит формирование у детей здоровых привычек и соблюдение режима дня?
- Формирование у детей здоровых привычек и соблюдение режима дня — важная составляющая моей профессиональной деятельности как воспитателя. Я понимаю, насколько значимы эти знания и умения для будущего физического и эмоционального благополучия моих маленьких подопечных.
Моя работа начинается с ежедневного наблюдения за детьми. Через индивидуальные беседы и коллективные занятия я объясняю детям необходимость регулярного ухода за телом и поддержания чистоты. Мы регулярно проводим специальные мероприятия, посвящённые гигиене рук, зубов, волос и ногтей. Объясняю, почему важно мыть руки перед едой и после посещения туалета, зачем чистить зубы утром и вечером, и как правильно ухаживать за волосами.
Режим дня также занимает важное место в моём подходе. Я стараюсь организовать детский распорядок таким образом, чтобы каждая деятельность была последовательной и понятной детям соответствовала их возрасту и развитию. Дети привыкают вовремя просыпаться, умываться, завтракать, заниматься физической активностью, отдыхать и ложиться спать. Таким образом, они постепенно усваивают понятие времени и последовательности действий.
Я рассказываю истории и сказки, демонстрирую наглядные пособия и использую игровую форму подачи материала. Благодаря такому подходу, дети воспринимают новые правила легко и естественно. Например, дети любят игру «Доктор Айболит», где мы моделируем разные жизненные ситуации и объясняем правила ухода за собой.
- Что способствует развитию двигательной активности?
- Ежедневная утренняя зарядка, активные прогулки на свежем воздухе, спортивные соревнования, проведение подвижных игр, эти мероприятия формируют у детей потребность в движении и укрепляют физическую выносливость.
Развитие мелкой и общей моторики, координации движений и профилактика плоскостопия — важные составляющие моей работы. Эти процессы оказывают непосредственное влияние на физическое состояние ребёнка, уровень его активности и интеллектуальное развитие.
Я разработала специальную программу мероприятий, ориентированную на вовлечение детей в активности.
Организую специальные физкультурные занятия, направленные на тренировку мышц ног и стоп. Детям предлагаю разнообразные упражнения: ходьба босиком по массажным коврикам, прыжки на месте, поднимание предметов пальцами ног, хождение на пятках и носках. Это позволяют укрепить мышечный корсет стопы, предотвратить деформацию костей и повысить общую выносливость организма.
Большое внимание уделяю играм, развивающим мелкую моторику пальцев рук. Например, пальчиковой гимнастике, лепке из пластилина, рисованию карандашами и красками, работе с мелкими предметами. Такие занятия улучшают ловкость рук, развивают воображение и положительно влияют на речь и мышление ребёнка.
Для развития координации провожу подвижные игры, танцевальные минутки, специально подобранные возрасту спортивные соревнования. К примеру, бег змейкой, пролезание сквозь туннель, метание мячей в цель — всё это стимулирует координацию движений, повышает концентрацию внимания и улучшает общий тонус тела.
Проводимые мною занятия с детьми формируют устойчивый интерес детей к активной деятельности, укрепляют иммунитет, снижают риск заболеваний опорно-двигательного аппарата и создают базу для дальнейшего физического совершенствования.
- Расскажите о формировании правильного пищевого поведения?
- Правильное пищевое поведение у малышей формирую, благодаря совместной работе с родителями. Им отводится ведущая роль, поскольку дома закладываются основы пищевых привычек. Я как воспитатель здоровья помогаю и поддерживаю родителей в этом вопросе.
- Семинары, консультации и практические занятия помогают информировать родителей о правильном питании.
Беседы с детьми о пользе овощей и фруктов, дидактические игры для ознакомления с правилами приёма пищи помогают детям выработать полезные привычки питания.
Такая работа создает условия для укрепления здоровья детей и формирования полезных пищевых привычек на будущее.
- Насколько важно психическое здоровье детей?
- Психическое здоровье детей - залог общего благополучия ребенка и успешного развития личности в будущем. Моя главная задача как воспитателя заключается в создании благоприятных условий для сохранения и укрепления психического здоровья воспитанников. Я стараюсь заботиться о детях, наблюдаю за их эмоциональным состоянием, формирую позитивный настрой, рада, что дети мне доверяют.
Использую разнообразные игровые методы и приемы, чтобы ребёнок поверил в свои силы, был уверен в себе, умел справляться с трудностями.
Забочусь о том, чтобы дети научились выражать свои чувства и эмоции, адекватно вели себя в конфликтных ситуациях.
Например, игры «Телефончик» направлена на формирование умения слышать друг друга, «Давайте познакомимся» - формирование навыка знакомства и умения представить себя другим людям, «Да-Нет-Конечно»-обучение четкости выражения мыслей и аргументация своего мнения, «Что случилось?»-развивать способность видеть ситуацию глазами другого человека и сопереживать.
В группе я создаю такую окружающую среду, где ребенок чувствует себя защищенным и любимым.
- Расскажите о взаимодействии с родителями.
- Я активно взаимодействую с родителями, проводя консультации и разъясняя важность формирования здорового образа жизни, правильного питания, соблюдения режима сна и отдыха. Совместно мы создаем условия, необходимые для гармоничного роста и полноценного развития наших малышей. Совместные мероприятия с родителями позволяют нам объединять усилия взрослых и детей в деле укрепления здоровья, оказывают влияние на психическое здоровье детей.
- Какие современные технологии используете в работе с детьми?
- Современные условия требуют инновационного подхода к обучению и воспитанию. Вот некоторые приёмы, которыми я активно пользуюсь.
Информационно-коммуникационные технологии. Использование мультимедийных ресурсов позволяет наглядно демонстрировать детям процессы пищеварения, дыхательные упражнения и многое другое. Словами это трудно объяснить.
Арт-терапия и сенсорные игры. Они помогает развивать мелкую моторику рук, снимают стресс и повышает общий уровень комфорта и спокойствия детей.
Методы игрового моделирования. Мы играем в настольные игры, направленные на закрепление знаний о правильном питании и гигиенических правилах.
- С кем взаимодействуете?
- Образование не должно существовать изолированно. Именно поэтому я регулярно участвую в семинарах, форумах и конкурсах по здоровью и профилактике заболеваний. Обмен опытом с коллегами даёт возможность обогатить собственную практику новыми идеями и методами.
Кроме того, активное сотрудничество с медицинским персоналом нашего учреждения способствует выявлению проблем и своевременному оказанию помощи нуждающимся детям.
Воспитание здоровья начинается с мелочей, которые постепенно складываются в фундамент здорового образа жизни взрослого человека. Моя деятельность направлена именно на формирование таких мелких кирпичиков здоровья. Поэтому каждый мой рабочий день наполнен интересными проектами, встречами с родителями и активными играми с детьми. Только благодаря комплексному подходу, включающему обучение и личный пример, возможно, привить детям основы здорового образа жизни.
Мною было проведено анкетирование родителей по удовлетворенности родителей работой с детьми по формированию здорового образа жизни в группе раннего возраста. 100% родителей отметили работу воспитателя в группе удовлетворительной.
Алёна Александровна любит детей, обеспечивает им тепло, комфорт и безопасность.
Беседовала Ирина Пирогова