Я на своём месте
Педагог с 25-летним стажем работы с детьми дошкольного возраста, настоящий наставник, деятельный, целеустремлённый воспитатель - Халикова Татьяна Азизовна.
КАШИРА В ЛИЦАХ
- Татьяна Азизовна, в этом году Вы выпустили детей в школу. Какие ставили перед собой задачи, подготавливая детей к новой ступени образования?
- При подготовке детей к школе я всегда ставлю такие задачи: детям должно быть комфортно, они не должны бояться, чтобы были уверенны в себе. Всегда говорю своим воспитанникам: «Будьте внимательны – это половина пятёрки и аккуратны – это целая пятёрка. Радуйте себя и своих родителей и тогда учитель будет вами доволен». Родители вспоминают мои слова и повторяют «целая пятёрка – это аккуратность и внимание».
- Сейчас Вы набрали малышей. С чего начинаете взаимодействие?
- Начинаю взаимодействие со знакомства, спрашиваю у каждой мамы, как она зовёт своего малыша, что он любит и не любит. Ребёнку, приходящему в наш детский сад ко мне, должно быть комфортно. Ребёнок не должен плакать, а сразу, распахнув свои большие глаза, идти со мной по группе и выбирать то, что ему нравится. У нас в группе очень много игрушек, игр, книг. Выпускники дарят на память свои игрушки для малышей. Мне нравится, что у нас из поколения в поколение живут игрушки. Например, одна пожарная машина живёт уже четырнадцать лет. Мальчишки её очень любят.
- Почему Вы решили работать с детьми?
- Когда я ходила в детский сад, мне очень нравилась моя первая воспитательница Алла Александровна Зайченко. Я родилась в солнечной Туркмении. Детский сад, школа, училище, создание семьи – всё в Туркмении. Я всегда хотела быть воспитателем, хотя встретилась с противоположным мнением родных и знакомых: «Сопли вытирать и на горшок сажать. Это не интересно!» Меня старались направить на учителя начальных классов. Но волею судьбы моё желание стать воспитателем осуществилось. Я успешно сдала экзамены в педагогическое училище города Ашхабада. Это был Советский Союз, в училище была большая практика. И когда я переехала в Каширу, которая стала мне родным городом, стала общаться с Кузьмичёвой Натальей Николаевной, сейчас она старший воспитатель, при общении мы поняли, что мы учились одинаково, я в Туркмении, она в России, программы были едины, мы понимали друг друга с полуслова.
Из Туркмении нам пришлось уехать из-за раздела Союза. Приехали к родственникам в Каширу, нам понравилось. Сын уже появился. Хотелось, чтобы в школу он пошёл уже здесь. Сын посещал наш детский сад № 2 в Кашире1, воспитатели Наталья Борисовна Забавина и Анна Николаевна Александрова. В Кашире у меня родилась дочь Виктория, которая тоже посещала этот детский сад.
- Расскажите о Вашем профессиональном пути.
- После окончания педагогического училища я получила первый опыт работы в детском саду на родине. В 1998 году мы переехали в Каширу. Мне подсказали, что есть на улице Горького детский сад №2, но на тот момент был ремонт. Елена Александровна Фисенко, заведующая детским садом, предложила мне подождать окончания ремонта и с удовольствием примет меня на работу. В марте 1998г. я стала воспитателем детского сада и работаю уже 25 лет.
В 2013 году заведующая ушла на пенсию. Возглавила дошкольное учреждение Кузьмичёва Наталья Николаевна. Она предложила мне совмещать работу воспитателя и заместителя заведующего, вести методическую работу, документацию. Для меня было сложно, мне ближе дети. Заручившись поддержкой заведующей, я согласилась. Без всякого страха окунулась в работу. Мне нравилось помогать коллегам, что-то им подсказывать. Было интересно ездить на совещания, методические объединения, узнавать что-то новое, рассказывать коллегам, знакомить их с новинками. В 2022 году детский сад объединили со школой, и я стала выполнять только обязанности воспитателя, чему была рада. Мне в своё время предлагали заведывание детским садом, убеждали в карьерном росте. Считаю, что каждый должен быть на своём месте. Я на своём месте😊
В 2015 году на основании моих проектов, реализованных вместе с детьми, мы приняли участие в подмосковном конкурсе на региональной инновационной площадке РИП и выиграли. 5 лет инновационная площадка функционировала. Мы проводили и семинары, и мастер-классы по моей любимой исследовательской теме. Мне очень помогали педагоги и родители. Руководствовалась пословицей «Расскажи - и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл.
Три года подряд участвовала в конкурсе на премию Губернатора «Наше Подмосковье». Темы тоже были связаны с исследовательской деятельностью.
В детском саду я веду дополнительное образование в кружках «Знайка» и «Эврика». Родителям, конечно, интересно, как мы умудряемся с двадцати восьмью детьми провести опыты, используя колбочки, палочки, экспериментировать, всё узнавать и делать вывод. Мне нравится такая деятельность и дети увлечены. Увлекаются и родители, что интересно. Повторяют дома, присылают видео, фото своих экспериментов.
Семинары, мастер-классы на базе детского сада
- С какими сложностями сталкиваетесь в работе?
- Много документации, планы, отчёты. Так не хватает времени! Порой фотографии некогда из телефона скачать. Но нахожу, конечно, время для размещения фото занятий в чат для родителей, а порой и отдельным семьям.
- Какой вид деятельности с детьми Вам больше всего нравится?
- Мне нравится математика - познавательное развитие, проектная, экспериментальная деятельность. Должно быть всестороннее развитие ребёнка, любознательность и усидчивость. На занятиях и вне занятий, стараюсь дать как можно больше знаний по окружающему миру. Отсылаю родителям этот материал. Сейчас дети закрыли себя в телефонах, очень мало читают, мало знают. Когда рассказываешь им о нашем окружении, они чаще всего удивляются, восхищаются. В группе пополняется предметно-пространственная среда. Есть сенсорный телевизор Тачпаинт, которым часто пользуемся. Мы можем посмотреть объекты, рассмотреть, поговорить об этом. В группе есть традиция- родители высылают фото с дачи, с лесной прогулки, с моря и пр. Ребёнок на следующий день или позже рассказывает всем, где он был, что видел. Про себя самого ему очень интересно рассказывать. Прошлой осенью предложила родителям сходить с детьми на экскурсию куда-нибудь. Семьи были благодарны за это предложение, они высказывали свой восторг от пребывания в лесу, в парке, у речки, от пешей прогулки по Кашире. Ребята рассказали столько интересного, все остальные слушали.
Родители активно откликаются и участвуют в праздничных мероприятиях
Фестиваль "Играй и двигайся!" Сдача норм ГТО
Фестиваль "Играй и двигайся!" Сдача норм ГТО
- Подходы в воспитании Ваших детей и воспитанников группы детского сада отличаются?
- Думаю нет. Когда я смотрю на воспитанника, то представляю собственных детей. Если ребёнок вредничает, чем-то недоволен, я никогда не отругаю, всегда обниму, постараюсь понять, чем он недоволен. Веду себя так, как общалась бы со своим ребёнком.
- Расскажите, как Вас воспитывали?
- Я воспитывалась в полной семье. Родители мои труженики. Прежде всего учили уважать старших, решения родителей – закон для меня. Надо сказать, что мама всегда объясняла, почему она мне не разрешает, например, что-то сделать. Меня всегда выслушивали, проявляли внимание. Это должно быть нормой. Дети мои так же проявляют внимание к родителям. Нет ни одного дня, чтобы они не написали о своих делах, не поинтересовались родными. Я до сих пор звоню маме каждый день, интересуюсь её самочувствием. Мы бережём друг друга. Семья мужа также воспитывала. Мы жили в одном посёлке. Воспитание почти у всех было одинаковое, основывалось на человеческих ценностях.
Педагог справляется и с ролью ведущей, и с ролью сказочного героя
- Поделитесь, пожалуйста, опытом выстраивания взаимоотношений с родителями.
- Если родитель хочет поговорить со мной, я всегда готова задержаться. Мы встретимся, поговорим. Зачастую, на родительских собраниях показываем мастер-классы, родители активно подключаются. Если вижу что-то интересное и знаю, что Варюшке это надо, отправляю маме. Если увижу нужный материал Даниилу, отправляю семье. Мы в доверительных отношениях с родителями, они делятся своими тревогами, печалями и радостями. И мне легче с детьми. При таких отношениях, мне легче подойти к родителям и рассказать им, если меня что-то насторожило в ребёнке. Всегда призываю делиться своими тревожными мыслями, не держать в себе негатив, писать мне в любое время суток, чтобы устранить все сомнения, разобраться.
- Татьяна Азизовна, можете согласиться с выражением «Нет дисциплины – нет знаний»?
- Скорее да. В старшем возрасте, когда дети готовятся идти в школу, дисциплина должна быть. Ребята должны быть готовы слушать и слышать учителя, понимать учебную задачу, чтобы потом её выполнить.
Опытному педагогу всегда есть чем поделиться
- Воспитатель XXI века. Какой он?
- Воспитатель должен быть чутким, образованным, внимательным к детям, постоянно пополняющим свою копилку знаний, а главное – любить и уважать детей и родителей, которые доверили самое дорогое, сокровенное. Порой мы жалуемся, что не хватает времени на курсы. Но когда ты изучаешь какую-либо тему, погружаешься в неё, понимаешь, что увлекательно, современно, а ты ещё этим не владеешь, то становится интересно и понимаешь необходимость саморазвития. Порой бывает, что дети старшего возраста учат и меня.
- Татьяна Азизовна, Вас любят дети, уважают коллеги и родители. Поделитесь своим профессиональным секретом.
- К воспитанникам я отношусь как к своим детям. Самая большая гордость для меня бывает, когда родители планируют рождение очередного ребёнка к моему набору малышей. Стараюсь родителей настроить на свою волну. У меня есть слабость – я не умею быть строгой. В прошлом году мальчик разорил постройку девочек, я возмутилась, на что одна из девочек сказала: «Татьяна Азизовна, а вы умеете ругаться?» Это был один из редких случаев.
- Порой родители предпочитают семейное домашнее воспитание. Вы работаете в детском саду. Где преимущества?
- Многие ценности идут всё-таки из семьи. Знакомясь с семьями, сразу видно, есть ценности или нет. На собрании прошу родителей подготовить вопросы и предлагаю мне написать, если родитель не может задать вопрос при всех. Ценности семей надо поддерживать. В то же время, надо донести до родителей, что в саду тоже есть свои традиции, детский сад – это большая семья. Дети обязательно должны посещать детский сад. Они становятся более общительными, готовыми к школе, к обществу. Если у ребёнка есть плохие привычки, то педагог должен помочь с ними справиться. В коллективе это лучше получается. Дети уходят в школу чуточку добрее, красивее, умнее, ласковее. Сужу по своим детям. Мне было приятно, что первого сентября ко мне пришли первачки – первоклассники, пятачки – дети, которые пошли в пятый класс, и девятиклассники.
Родители в своих чатах пишут много благодарных слов воспитателю
- Какой Вы себя ощущаете после работы? Как предпочитаете восстанавливаться?
- На работе я себя ощущаю как батарейка. На работе ничего не болит. Приходя домой, выпив чашку кофе, поужинав, чувствую, что сил нет. Снимаю стресс, усталость огородом, теплицей, меня это радует. По возможности с семьёй ездим на море. Дети повзрослели. На следующий год скорее всего одни поедем отдыхать. Гуляем и по Кашире. На День города посетили набережную. Дай Бог, чтобы жители сберегли красоту. Скоро её доделают, строится прекрасная детская площадка. Думаю, что горожане и гости часто туда будут ходить.
- Расскажите о своих наставниках.
- Считаю своим наставником моего первого воспитателя. Именно она дала пример правильного, ответственного отношения к делу, любви к детям.
В училище примером для меня стала наш методист Нина Георгиевна Тер-Саакова. Она ходила с нами на все практические занятия. Моя первая практика была в яслях. Нина Георгиевна всё объяснила, передала в руки педагогов, рассказала, как мне помочь, чтобы было комфортно. Пришла, посмотрела занятие. В первую очередь похвалила, рассказала о недочётах, подсказала, как справиться.
В 2019 году я закончила Коломенский педагогический университет. Получила много информации, все педагоги относились к нам открыто. Кого-то выделить трудно.
А в детском саду № 2 моим наставником стала Кузьмичёва Наталья Николаевна. Мы пришли с ней работать одновременно. Она пришла работать на должность методиста. Я подумала сначала, что она строгая женщина. Отработав один год, Наталья Николаевна предложила мне аттестоваться, что тогда вызвало у меня шок. Слова «всё получится, я тебе помогу» успокоили и вдохновили меня. И всё получилось. У меня было прекрасное занятие. Я тогда получила первую квалификационную категорию, а потом стала готовиться к высшей. Наталья Николаевна помогала, когда я была её заместителем. Она готова прийти на помощь и при душевных проблемах. Поговоришь с Натальей Николаевной и всё встаёт на свои места. Она всегда умеет чутко выслушать. Зная мои качества, подскажет именно то, что я приму. Если я расстроена, успокоит, найдёт нужные струны моей души. Если я попрошу помощи, скажет честно, может помочь или нет, но чаще может. Если не может помочь, даст совет куда мне двигаться.
- 2023 год – год педагога и наставника. Ваше отношение к названию года.
- Сейчас происходит важный промежуток времени. В образовании много изменений. Есть педагоги старой закалки, есть молодые, более информационно подкованные. Наверно, всё - таки нужно, чтобы у каждого педагога был наставник и не только у молодого. У меня большой стаж работы, а я зачастую советуюсь и прошу помощи у молодых коллег. Педагогом -наставником может быть не обязательно стажист. Молодые педагоги могут помочь взрослым педагогам в компьютерных технологиях, создании мультимедийных презентаций, чтобы порадовать воспитанников и демонстрировать успехи детей на родительских собраниях.
- Ваши пожелания каширянам.
- Я хотела бы поблагодарить свой коллектив, с которым я уже достаточно давно работаю. В разные времена и в разные моменты мне помогали, чем могли, советом, делом. Мы всегда друг другу помогаем, мы всегда рядом. Хотелось бы поздравить Каширу, город, который для меня тоже стал малой родиной, с Днем рождения! Здесь родилась дочь, у меня здесь любимая работа, живёт моя семья, здесь мой дом.
Поздравляю всех коллег городского округа Кашира с началом учебного года, желаю лёгкого интересного учебного года, много открытий. Всем, кто пошёл в детский сад, в школу, желаю здоровья, интересной, увлекательной жизни в своих коллективах. Родителям тоже желаю здоровья, чуткого отношения к своим детям, чтобы они больше уделяли внимания им, потому что сейчас все в работе и делах, чтобы испытывали гордость за своих детей.
Пусть все будут добры друг к другу!
Мирного неба над головой!
Беседовала Ирина Пирогова
Комментарии 13
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.
Войти с помощью:
После Авторизации/Регистрации Вы сможете полностью управлять порталом, добавлять любые материалы, комментировать новости и фотографии.
Все будет доступно в Вашей панели управления!
Популярный комментарий