Независимый информационный портал города Кашира!
Регистрация / Авторизация

Пожалуйста, войдите под своими учетными данными или зарегистрируйтесь, что бы добавлять материалы на сайт.

Войти с помощью:


Восстановить пароль!
+3°
пасмурно ветер 4,6 м/с, ЮВ

Будьте как дети!


Накануне Пасхальных торжеств педагоги дошкольных учреждений участвовали в муниципальном семинаре, обсуждали вопросы организации духовно-нравственного воспитания в ДОУ. Опытный педагог, прошедший обучение по программе православного воспитания детей, обучение в школе Введенского храма, Рассказова Надежда Викторовна, делится своими размышлениями на тему воспитания детей дошкольного возраста.
- Евангелие говорит о том, что Господь поставил ребёнка как веху духовного возрастания человека на пути в Царство Небесное. «Пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царствие Божие. Истинно говорю вам: кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдёт в него». За какие же качества Господь так почтил детей? Возможно, за доброту, доверчивость, чистоту, бесхитростность детской души. Для взрослого с тех пор детский добрый мир остаётся постоянным огоньком маяка, соединяющего взрослого человека с Богом. Как должен в таком случае вести себя воспитатель ребёнка, получив это, Богом открытое всем знание? Принять с величайшим благоговением волю Божию и Его заповедь, обращённую к людям на все времена: « Будьте как дети!» 

Задачи воспитания духовно-нравственной культуры детей являются в настоящее время наиболее актуальными в системе дошкольного образования. Раннее детство учёными, специалистами в области духовно-нравственного воспитания охарактеризовано как «золотое время» в эмоциональной жизни ребёнка, как имеющее со стороны развития психических функций наивысшую точку своего развития. Особенности раннего детства характеризуются: спонтанностью выражения чувств, эмоциональной бесконфликтностью, подверженностью быстрым сменам одномоментных впечатлений, свободой выражения чувств. Именно эти качества являются главными сильными сторонами ребёнка. Задача развития ребёнка заключается в том, чтобы найти присущую его индивидуальности идеальную форму. Творческий дар присущ каждому ребёнку. Однако, умение видеть красоту окружающего мира не дано каждому от рождения в равной степени. Люди часто смотрят, но не видят какие-то видимые другим качества. Перед педагогом стоит нелёгкая задача - развить у детей умение увидеть красоту творения, подвести ребёнка к пониманию взаимосвязанности явлений.

Смыслом всех видов деятельности воспитателя является не только развитие умений и знаний в различных образовательных областях, но и пробуждение радости детей в творческом открытии красоты окружающего мира. Она начинает проявляться по мере развития умения детей наблюдать в окружающей их жизни проявление доброго, красивого, нужного людям. Развитое умение видеть оформляется в практических умениях воспроизводить красоту в своих работах. Этапы работы на прогулках и в группе соответствуют  психическим особенностям восприятия детей дошкольного возраста: от наглядного восприятия (игровые и исследовательские задания на прогулках «смотрим, наблюдаем»), к слуховому восприятию (слушаем стихи, рассказы, сказки), затем - к практической работе (рисуем, танцуем, поём, сочиняем, угадываем). Дети сами расширят содержание работы в случае, если воспитатель научит их наблюдать, видеть, узнавать, удивляться, радоваться миру, человеку, природе. Для душевного развития детей весьма полезны простые рассказы, вызывающие чувство жалости, сочувствия и доброго отношения к другим людям и животным. Дружелюбная атмосфера совместной игры и труда также необходима для душевного развития детей, как и то, что в это время рассказывается.
В творениях святых отцов также присутствует «образовательная» тема. По мнению христианских авторов, важную роль в воспитании ребёнка играет личный пример наставника. Детям не надо давать много советов при помощи голоса, чтобы слышали их уши. Если будем всё время их наставлять, сделаемся для них тягостными и они будут ощущать одно давление со стороны педагога. Но когда они развиваются в свободе, одновременно видя добрый пример взрослых, то нам радостно на них смотреть. В этом тайна: будучи хорошим и святым, вдохновлять и сиять. Чем ты живёшь, то и излучаешь. Сияет ли в тебе любовь? Это влияет и на детей. В  этом заключается тайна. Детям нет никакой пользы и от постоянных похвал. Они становятся эгоистами и тщеславными  людьми. Они хотят, чтобы все хвалили их всю жизнь, даже если это будет ложью. Это и есть та причина, по которой дети портятся, а люди бунтуют. Хвалить надо с рассуждением, чтобы не навредить. Мы должны учить детей жить просто и не искать похвалы и «браво». 
Святой Тихон Задонский. Из инструкции учителям: «Как им в должности звания своего поступать». 
  • Учителям учеников обучать не только грамоте, но и честной жизни, страху Божьему, потому что грамота без страха Божьего не что иное, как меч у безумного.
  • Некоторые родители так нежно и слабо детей своих воспитывают и содержат, что не хотят их за преступления наказывать и так бесстрашно и своевольно им попускают жить; другие безмерную строгость употребляют и более гнев и ярость свою над ними совершают, нежели наказывают их.
Оба – и те, и другие – погрешают. Везде, ибо излишество порочно: строгость и милость безрассудная во всяком чине порицается. Сия в расслабление, своевольство, развращение и явную погибель приводит юных, от природы ко всякому злу склонных; другая огорчение, раздражение и уныние в них соделывает.   Везде умеренность и средний путь похваляется. Сего ради, воспитателям благочестивым, среднего пути держаться должно. Всякого наставника слово, с жизнью соединенное – изрядное и сильное наставление. Слово любовное никогда не раздражает. Командирское только никакого плода не производит.

Детей мы обязаны учить, а от детей сами должны учиться, по сказанному от Самого Господа: «Аще не будете, яко дети, не внидете в Царствие Небесное». А святой апостол Павел протолковал это так: «Не дети бывайте умом, но злобою младенчествуйте; умом же совершенны бывайте».
 

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Войти с помощью:

После Авторизации/Регистрации Вы сможете полностью управлять порталом, добавлять любые материалы, комментировать новости и фотографии.

Все будет доступно в Вашей панели управления!

Добавить комментарий