Независимый информационный портал города Кашира!
Регистрация / Авторизация

Пожалуйста, войдите под своими учетными данными или зарегистрируйтесь, что бы добавлять материалы на сайт.

Войти с помощью:


Восстановить пароль!
+6°
небольшой дождь ветер 3,1 м/с, СВ

Утка за утенком или утенок за уткой?

В природе утята следуют по пятам за матерью (интересный факт, они инстинктивно следуют за первым движущимся предметом, будь - то собака, человек или машина, но мы не об этом, чаще всего именно мать находится рядом с птенцами). Было ли когда обратное, что птенцы не следовали за матерью? Теоретически думаю, что да, только их либо задавило, либо съели, либо они терялись и умирали от голода и холода.Что сейчас происходит в воспитании детей (рассмотрим обратную сторону медали), с чем часто сталкиваюсь в работе: детей боятся травмировать, бояться сказать лишнее слово, боятся сказать "нет", боятся "сломать его личность", и в данном подходе ребенок встает в иерархии семьи на самый острый угол пирамиды, во Главу.

Хочу туда! - Идем туда.
Хочу есть только макароны! - Хорошо, готовить буду только макароны.
Не буду ходить в сад! - Хорошо, мама уволится с работы...
Не буду ложится! - Ладно, пока не ложись.
Хочу телефон круглые сутки! - Ох, ничего больше этому ребенку не интересно! Ок, вот тебе телефон.
Хочу сладкое есть! - Ну сколько можно? Будут опять проблемы с животом! К врачу поедем... Опять не слушаешь меня, доедаешь весь шоколад...

Примеры утрированные, но смысл Вы поняли. Сначала старательное соглашение с чадом, далее безысходность. А что делать, если выбора вообще нет? Как объяснить ребёнку, что нельзя играть с мячом на дороге, если он все решает? Или если решение меняется с каждой секундой (а выбор дети принимают импульсивно), варить сначала борщ, потом лепить пельмени, а потом резко бежать в кафе за пиццей? Ведь он решает - а мы стремимся удовлетворить все его желания.

Данная воспитательная практика может прорастать из следующих моментов:
- родитель рос в слишком авторитарной семье и в противовес своим родителям хочет взрастить "свободного" человека;
- его детские травмы не затянуты и сформировался сильный страх навредить психике своему ребенку;
- родитель будто бы сомневается в своих "родительских правах" и не умеет отстаивать свои собственные границы.
Но это все про самих родителей, не про ребенка!

На что мы опираемся чаще всего при выборе ориентира в воспитании, выделяют 4 модели:

1. Как нас учили родители и бабушки, что они советуют сейчас. Ориентация на старший авторитет. Только вот мир сильно видоизменился, советы по откармливанию деток в "пухлые булочки" не актуальны, кутать в сто тканей не обязательно. Медицина, психология, педагогика развиваются, много новых открытий и достижений ставят под сомнение правильность того, что было безусловно ранее.

2. Ориентация на специалистов. Особенно в массовом подходе. Гиппенрейтер пишет так! А вот Обухова указывает, что так! А вот Мухина этого не рекомендовала! Петрановская этого не писала… Каждая семья, члены семьи, ситуация и контекст индивидуальны! Есть общие рекомендации, и это только пища для размышлений, а не истина в последней инстанции!

3. Ориентация на желания ребенка. Это то, о чем я говорила в самом начале. Ребенок - ведет семью. Такие дети, вроде бы к удивлению, очень капризны и требовательны. А все потому, что его психика еще не созрела, чтобы брать на себя такую ношу. Все решать и все выбирать он не может даже в силу того, что у него нет полного представления о мире и отношениях между людьми, не сформировались ценности, установки, жизненные ориентации, нет понимания того, что можно, а что нельзя, что добро, а что зло. Это все есть у нас - родителей, и ребенку необходимо этому у нас учиться. А он тратит энергию, чтобы решать, когда ему спать и когда есть. Много выбора - много стресса - много фрустрации, ведь ему помимо приходится постоянно самому отказываться от чего-то.

4. Ориентация родителя на самого себя. Да, я слушаю и читаю полезную информацию, да, я могу обратиться за консультацией к специалисту, я могу послушать советы своих родителей, да, мне важны чувства и мысли своего ребенка. Но делать я буду так, как мне приемлемо и удобно, так, как я считаю лучше. Я родитель, и мне решать, где границы дозволенного и недозволенного у моего чада, какие правила в семье мне устанавливать, какой режим предпочитать. Я решаю и я несу ответственность за выбор. Я - "утка". И я веду. Это не исключает любви, близости, нежности, эмпатии и желания помогать своим детям, стараться удовлетворять его потребности и взращивать в нем здоровую личность. Он решает там, где позволено и где может. Уровень ответственности ребенка растет пропорционально его возврату: чем старше ребёнок – тем больше выбора. Но веду я - родитель.

Третий подход из всех - самый пагубный. Даже если родителям терпимо полностью подстраиваться под ребенка, мир этого делать точно не будет. Каждому родителю стоит задуматься, почему подход "утка за утенком" самый печальный? Какие у него могут быть последствия в будущем и какой подход в приоритете у меня?

Психолог Елена Байбакова, магистр психологических наук, 
Член Международной Профессиональной Ассоциации Психологов (МПАП)

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Войти с помощью:

После Авторизации/Регистрации Вы сможете полностью управлять порталом, добавлять любые материалы, комментировать новости и фотографии.

Все будет доступно в Вашей панели управления!

Добавить комментарий