Истерика - как реагировать? Виновата во всем она - фрустрация.
Истерика у ребенка! Как реагировать?
Сижу работаю, сроки поджимают. Слышу в соседней комнате начинается крик, сопли, слезы, топание ногами и прочие прелести сильного эмоционального расстройства моей дочери, которой еще нет 4 лет. Она быстро бежит ко мне, и не переставая злиться и топать, продолжает что-то невнятное кричать, держа при этом в руках фломастер.
- Василиса, что случилось?
Крики и топание продолжается с абсолютно невнятным ответом.
- Дочь, я не понимаю, расскажи спокойно, что случилось.
История повторяется, моя нервная система уже напрягается, работу надо закончить как можно скорее. Из этих эмоциональных громких недовольств я понимаю, что у нее высох голубой фломастер.
- Возьми синий пока. Я скоро доделаю проект и мы сходим за голубым фломастером.
Истерика ребенка накаляется. Ей нужен именно этот голубой. Ни синий, ни красный. И уж тем более не потом, а сейчас! Далее идут снова спокойные объяснения, что мне срочно нужно доделать, подожди немножко... Эффекта нет, хотя практически всегда выговаривание ребенком эмоций и мои последующие рациональные объяснения срабатывают. Продолжая такую тактику ничего кроме обоюдного наращивания раздражения не происходит - в таких моментах взрослый даже может перейти на крик (что еще больше усугубит ситуацию и отдалит). Стоп - говорю я себе. Напоминаю себе, что любая истерика, слезы - это неудовлетворение каких-то потребностей. Что именно сейчас происходит с моим ребенком?
⚠ Это фрустрация (когда чего-то очень хочется, но нет возможности это получить - это некая стена, которую невозможно перепрыгнуть, но за ней то самое сокровенное и невероятно желаемое в этот момент времени!). Фрустрация бывает у всех чрезвычайно часто, только взрослые волевыми усилиями научились ее контролировать и проживать, а вот детки только этому учатся. Предлагая просто варианты выхода, в данном случае, я игнорирую ее переживания, важность самих этих переживаний. Мол, ну возьми синий - что такого. А для нее важен именно этот голубой! Что же делать?! Если нам важны эмоции ребенка, важна связь с ним, лучше в момент фрустрации уделить немного времени, дабы в дальнейшем получить позитивный результат.
Расскажу тот метод, который использую часто сама. Итак, вкратце:
1✅. Прояснение ситуации. И здесь же важно дать пространство ребенку выразить все эмоции, так сказать организовать "верниляцию чувств". Подхожу к ребенку, стараюсь создать контакт глаза в глаза. Не из рабочей зоны что-то громко говорю, а именно присаживаюсь к ней, или сажаю рядом с собой, или подсаживаюсь к ней на корточках, или вовсе беру на коленки или на руки (если дается) - но при этом желательно, чтобы был зрительный контакт.
- Расскажи мне, что именно случилось? Что тебя расстроило?
Ребенок чувствует себя в безопасности, понимает, что его готовы слушать, немного расслабляется, но продолжает плакать.
- Я разукрашивала семью гепардов, очень старалась, осталось одно небо и этот дурацкий фломастер высох!!!
2✅. Отражение эмоций. Прошу показать рисунок, говорю какая же красота получилась.
- Ты, наверно, очень расстроилась, что он закончился в такой неподходящий момент? Ты, наверно, злишься на этот фломастер? Даа... это правда, неприятно. Тебе очень хочется завершить рисунок?
Ребенок соглашается, чувствует, что его понимают и принимают его эмоции (даже негативные). В этот момент важно вербализовать чувства или эмоции, подбирать им названия для того, чтобы ребёнок понимал, как называется то или иное его состояние.
3✅. Нормализация.
- Знаешь, я тоже злюсь, когда у меня все в нужный момент заканчивается или ломается. И это нормально. Мы же живые и все чувства нормальны. Представляешь, делала так долго презентацию для работы и она у меня не сохранилась на компьютере, я так злилась! На себя! На компьютер! Ооох. И очень расстроилась, пришлось все переделывать. Да, котик... Для твоего рисунка нужен именно голубой цвет, ты же уже начала им раскрашивать.
4✅. Вариации.
- Давай подумаем, что мы сейчас можем сделать... Ммм, так. У нас есть с тобой голубой обычный карандаш, голубой восковой и ещё голубые краски и пластилин - им вообще можно вылепить объёмное небо и даже облака.
Ребенок задумался.
- Еще можно подождать, пока я доделаю работу, и мы сходим в магазин за фломастерами.
На этом этапе ребенок уже такое предложение воспринимал молча и совсем не в штыки.
- А еще, можно оставить так, будто оставшееся небо - это небо в затянувших его белых облаках! Похоже на облака?
Часто даже просто эмпатийное (внимательное, чувственное, сопереживательное) слушание с элементами "ага", "угу", "понимаю", с кивками головы, уже помогает ребенку высказаться, успокоится и самому найти выход ✅.
...
Умение проживать фрустрацию - это обязательная и очень важна часть становления личности. Представим, что родители жутко бояться фрустрации своего чада и пытаются ее всеми силами избежать. Ребенок вышел на улицу: "Хочу такой же самокат! Мой не такой! Хочу такой велик как у того мальчика! Хочу этого робота! И тот мяч, пусть они мне его дадут! Хочу прям сейчас в бассеин! Хочу собаку! В цирк! ХОЧУ! ХОЧУ! ХОЧУ!" Придется тогда либо не выводить ребенка в социум (чтобы не фрустировать) - про последствия такого решения, думаю, говорить не стоит. Либо же пытаться во всем ему угождать, сразу же все покупать и выполнять сиеминутные желания - ну, чтоб ребенок не мучился от фрустрации!
Крайности такие опасны и абсолютно неуместны. Ребенок раб своего зрительного поля (об этом еще Л.С. Выготский говорил), он любопытен, любознателен, и это хорошо, это залог его развития. Невозможно ему все время угождать, но и специально для опыта травмировать не стоит, мол, проплачься сам, прими тщетность бытия. Поэтому, где мы можем ребенка уберечь от лишних переживаний - прекрасно. Где нет - разделяем переживания и страдания с ребенком, поддерживаем и вместе ищем пути выхода - учим, таким образом, реалиям жизни.
Но здесь может возникнуть другая проблема: родитель без сил и ресурсов. Когда много работы, когда сильная занятость и усталось, бывает тяжело взять себя в руки. А когда одна фрустрация погоняет другую, и так весь неудачный денечек... В таких ситуациях может создаваться порочный круг: крик на ребенка - чувство вины за крик - крик на ребенка - чувство вины за крик, и снова и снова повторяющийся разрушительный цикл.
! Первое, важно понять механизм фрустрации и то, что ребенок только учится ее проживать, у него нет навыков и воли стойко ее переносить, для этого мы - родители, ему и даны. Знания - ключ к понимаю поведения и принятия нормальности происходящего.
! Во-вторых, стоит в такие моменты выдохнуть и сказать себе: "Я - взрослый, он/она - ребенок!" и "Если ребенок плачет, значит ему почему-то плохо. Когда ребенку хорошо - он не плачет". Последние вроде бы банальные фразы очень важно принять, и тогда будет легче понимать и ощущать своих любимых деток.
! Ну и в-третьих, когда я чувствую, что раздражена, а фрустация одна за одной, сил уже нет на спокойное и искреннее включение в переживания ребенка, я прошу о помощи (и в этом нет ничего ужасного или постыдного), чаще мужа, послушать и помочь ребенку. Если же истощение хроническое, это большой звоночек подумать об обращении к специалисту.
Поэтому, берегите себя и своих деток)
Психолог Елена Байбакова, магистр психологических наук,
Член Международной Профессиональной Ассоциации Психологов (МПАП)
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.
Войти с помощью:
После Авторизации/Регистрации Вы сможете полностью управлять порталом, добавлять любые материалы, комментировать новости и фотографии.
Все будет доступно в Вашей панели управления!
Популярный комментарий