Независимый информационный портал города Кашира!
Регистрация / Авторизация

Пожалуйста, войдите под своими учетными данными или зарегистрируйтесь, что бы добавлять материалы на сайт.

Войти с помощью:


Восстановить пароль!
-6°
ясно ветер 2,9 м/с, ЮЗ

Семинар "Платок-Богу картинка"


12 октября накануне православного праздника Покрова Пресвятой Богородицы в Каширском краеведческом музее состоялся семинар с показом мастер-класса "Платок - Богу картинка". Организаторами семинара стали члены муниципального отделения «Союз женщин России» г.о. Кашира Зайцева Наталья Александровна и Шмелёва Александра Анатольевна.

Руководитель Зайцева Наталья Александровна.
- Наша задача: популяризация женственности. Женщина-хранительница семейного очага, продолжательница рода, воспитательница, то нежное создание, которое действительно дарит любовь.  Хочется, чтобы это переходило к нашим детям, и чтобы это стало модным. 
Богородицу можно назвать самой скромной, смиренной, целомудренной. Это образ, который каждая из нас в себе носит и должна его нести.
Сегодня попробуем объединить время, религию, православие и современную женщину.



Шмелёва Александра Анатольевна – историк-искусствовед, в Кашире занимается духовно-нравственным воспитанием и популяризацией русской традиционной культуры, провела экскурс в историю платка. 
С платком мы связаны с младенчества и проживаем всю жизнь и даже уходим из этой жизни в платке. 
Есть замечательный праздник Покров Святой Богородицы, который отмечает православная церковь. 

На нетрадиционной иконе Покрова Божьей Матери, написанной в советские времена в иконописной школе на Маросейке в Москве Божья Матерь изображена с мафорием (покрывалом), который покрывает собою русские города. Стопочки Богородицы стоят на русской земле.
Есть поговорка «Матерь Божья, покрой землю снежком, а меня женишком». На Покров Божьей Матери всегда вспоминают чудо, которое произошло в Византии. При наступлении врагов на город жители собрались в храме и стали усердно молиться, священнослужитель увидел видение Божьей Матери, которая сняла с себя мафорий и укрыла им молящихся. С этого момента враг отошёл и опасность миновала. Византийцы запечатлели это событие в календаре как праздник.
После крещения Руси, этот праздник вошёл и в наш календарь.
Праздник Покров Божьей матери приходится на середину осени, когда природа сбрасывает свой покров и земля покрывается новым, теперь уже снежным, покровом. Для русского человека этот праздник стал понятен. Божья матерь – это образ с всегда покрытой головой, как и все женщины. Девочки, девицы были с открытой головой, а женщины – матери или женщины, которые могут стать матерью, так же бабушки всегда были с покрытой головой.
Но есть одна икона, где Богородица изображена с непокрытой головой, а на уровне живота – младенец. Это отсылка к тому, что Богородица была девой, носящей во чреве ребёнка.
Есть и икона Богородицы-помощнице в родах.
Покров Божьей Матери – это особый женский праздник. 
На Покров приходились свадьбы. 
Платок – это некое покрывало для человека. С древности человек начинал прикрываться шкурами. Позже человек стал понимать, что можно производить нить из шерсти животного, из трав. Вся греческая одежда не имеет кроя. Это отрезы ткани обычно прямоугольной формы красиво задрапированные.
Во времена Спасителя одежда была похожа на древнегреческую, но была уже и шитая одежда. Женщины носили шароварчики из чисто гигиенических соображений. Эта деталь - сходство с культурой восточных стран.
Мы привыкли к своим обычаям, к своей культуре в быту. А в глазах европейцев- у нас много восточного: дома на стенах висят ковры, мы снимаем обувь, когда приходим с улицы, наш сарафан, кокошник -отсыл к индийской культуре… Визуально русская культура похожа на стиль Востока. 
Мафорий – покрывало (палантин) защищало от солнца, ветра, холода. Вот такой невидимый покров – защиту сняла с себя Богородица и защитила им людей. 
В церкви сохранилась часть одежды Богоматери: риза, пояс. Мафора не сохранилась, ей мы поклониться не можем. Воспоминание о ней осталось исключительно в праздновании Покрова Божьей Матери. 
Всем знакома икона Спас Нерукотворный или Спас на убрусе (платке). Когда Спаситель нёс крест на голгофу, ему дали полотенце, которым Он утёрся и отразился Его лик. Это важно для иконописи, когда встаёт вопрос о возможности изображения Иисуса Христа. Лик остался не просто на полотенце, это была часть одежды Спасителя. 

Музыкальная пауза организована семьёй Шмелёвых. Рукодельная мама из платков шьёт себе и детям наряды.

Славяне покрывали свои головы длинным отрезом, похожим на полотенце. Сначала ткани были однотонные, потом появилась клетка. Женщина всегда пыталась себя украсить, расцветить себя красками, поэтому на головных покрывалах появлялись украшения в виде камушков, вышивки, росписи. Желание женщины быть красивой, женственной, украсить себя шло издревле. 
 
Зайцева Наталья Александровна прекрасно дополняла лекцию Александры Анатольевны Шмелёвой.

Позже женщины носили вышитые длинные рушники, обмотанные вокруг головы. На таких рушниках и спускали гробы в могилу, провожали человека в мир иной. 
Головной убор каширянки в правом верхнем углу.


С головным убором каширянки можно познакомиться с помощью рисунка, выполненным в 1842 году. На нём тоже изображено полотенце, повязанное вокруг головного убора.
Люди научились изготавливать тонкую ткань, которая очень дорого стоила. Такие отрезы ткани назывались фАтами, схожими с современным словом фатА. Эти отрезы стремились уже к квадратной форме.
В ткачество постепенно приходит золотная вышивка, начинает появляться рисунок на ткани. Влияние Востока было очень сильное в наших покровах. 
Известно, что Наполеон из одного из своих военных походов привезён любимой Жозефине кашмирскую ткань - тонкое выделанное полотно с декоративным орнаментом. Такая шаль ткалась от несколько месяцев до нескольких лет. Стоимость шали была космическая, до 20 тысяч рублей – стоимость небольшой деревеньки вместе с людьми, домами, землёй. Стоимость одного крепостного – цена современного автомобиля. 
У Жозефины было около четырёхсот шалей. У кашмирских шалей рисунок был только на одной стороне, у шалей была изнанка.
Шали были похожи на индийские сари по рисунку. Шаль являлась полноценным украшением женского однотонного платья простого силуэта.
Русские умельцы научились ткать двухстороннее полотно. Шали передавались по наследству. Из них порой шили платья, когда они начинали изнашиваться. 
Шали являлись и частью приданного, когда девушка выходила замуж.

Но шали носили не только женщины. Есть известный портрет А.С. Пушкина в шотландской шали. Поэт был модником, он носил и кашмирские шали. 
Русские купцы придумали набивной рисунок на ткань, чтобы изделия были доступны разным слоям общества.
Шали и платки носили на плечах, обматывали вокруг головы. 
Началось мануфактурное производство шёлковых рипсовых шалей. Они двухсторонние, достигали огромных размеров. На орнамент шали накладывалась ещё и вышивка.
Огромные шали назывались рояльными, потому что ими накрывали рояль для украшения дома и показа гостям.
Василий Грязнов – один из основателей павловопосадского платка. Он из освобождённых от крепостного права крестьян, вначале был работником Павловопосадской мануфактуры, потом управляющим. Был человеком набожным, закрытым. В 1994 году его причислили к лику святых и его изображение напечатали на платке. Этот платок не для ношения, он называется памятный.
А нарядные и добротные павловские платки до сих пор радуют глаз и дарят тепло людям. Ведь у этого дела есть благословение святого.
Есть памятные платки, на которых изображены карты местности, достопримечательности города…


Есть платки, которые несли пропаганду чего-либо. Они быстро вышли из моды, не прижились.
Русские платки расцветают цветами. Можно одеваться красиво, ярко, но при этом оставаться скромной. Иоанн Крондштатский говорил, что «цветы – это остатки рая на земле». Яркие платки на головах женщин – это действительно Богу картинки.

Со зрителями проведена игра «Угадай фильм». Представлены кадры из фильмов, где персонажи в платках. Надо вспомнить название фильма.



Ведущие семинара рассказали об авторах платков, о создании рисунка, цветовой гамме, об истории личных платков, о названиях.
Названия платкам стали давать не так давно, в 90-х. Например, «Письмо любимой», «Рассвет», «Именинница», «Галина», «Губернаторский»( мужской расцветки) и мн.др.
Павловопосадская мануфактура одна из первых стала продавать свою продукцию через почту.
Танцы с использованием тончайших шалей и платков

Примеры использования платка для пеленания и носки ребёнка

Платок - это самая архаичная вещь. В платок заворачивали младенца, укрывались, накрывали, наряжались, платок подвязывали - лечились, с платком танцевали, клали в гроб…

Шмелёва А.А напомнила о фильме «Платки».
В фильме есть второй план, раскрывающийся через душу русской женщины, через народное искусство. Лейтмотивом через весь сюжет проходит тема платков — «Богу картинок», как назвал их один из героев. Платки постоянно в кадре. И это придает фильму и особую глубину, и особое очарование...
Зайцева Наталья Александровна провела мастер-класс по использованию платков в разных вариантах

Работала фотозона
Организаторы семинара
Инициативные члены муниципального отделения "Союз женщин России" г.о. Кашира поблагодарили директора музея Ольгу Васильевну Халаим за одобрение идеи семинара, поддержку в организации и гостеприимство.


Фото на память
Шмелёва Александра Анатольевна и Зайцева Наталья Александровна нашли общий язык, дополняли друг друга, отчего семинар получился интересный, познавательный, красочный.
Надеемся, что это только начало интересного, плодотворного пути Союза женщин Каширы.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Войти с помощью:

После Авторизации/Регистрации Вы сможете полностью управлять порталом, добавлять любые материалы, комментировать новости и фотографии.

Все будет доступно в Вашей панели управления!

Добавить комментарий