Безопасное детство
Какое счастье иметь детей! Ребёнок рождается, мы его нянчим, ухаживаем за ним, заботимся о нём, мечтаем о его будущем, надеемся, что он вырастет здоровым и всё у него сложится в жизни. И какого бы возраста не были наши дети, родители всегда беспокоятся о них. Мы боимся, чтобы малыш не упал с качелей, не обжёгся об утюг, не разжёг дома костёр, не съел лекарства. Мы беспокоимся, что, став самостоятельным, ребёнок может попробовать наркотики, связаться с плохой компанией, уйти с незнакомыми людьми, увлечься алкоголем, утонуть. Дети стали взрослыми, имеют машины, и мы беспокоимся теперь уже за безопасность на дороге. Тревога за детей в душе родителей известна большинству.
В нашем интересном, быстро меняющемся, современном мире вопрос безопасности выступает на первый план среди множества других вопросов. Что мы знаем о личной безопасности наших детей? Какова наша роль в её формировании? Разговариваем ли мы с ребёнком о безопасности на улице? Всегда ли мы знаем, где в данный момент находится наш ребёнок, если он школьник? Знает ли наш ребёнок, как связаться с нами? Он знает, где мы работаем, где мы можем находиться?
В настоящее время, по мнению большинства, за безопасность детей «отвечает» школа, в последнее время и детский сад, где в программу включено обучение некоторым правилам личной безопасности. На самом деле, наибольшую значимость для ребёнка представляет родительская позиция, что думают мамы и папы о правилах безопасности.
Порой мы боимся поговорить с ребёнком об опасности и даже думать об этом, чтобы «не накликать беду», убеждаем себя в том, что «с моим ребёнком ничего не случится». Такой подход не защищает от опасности. Будем открыто смотреть в глаза собственным страхам за жизнь и здоровье ребёнка и в доступной форме начнём серию коротких бесед о личной безопасности в зависимости от случая. Чего проще, переходя дорогу, напомнить ребёнку посмотреть налево-направо или подождать, когда проедет машина, потому что расстояние маленькое, а машина едет быстро, напомнить, что лучше пользоваться пешеходным переходом и знать, и соблюдать знаки светофора. Или, например, вам надо добежать до аптеки, вы напоминаете ребёнку, чтобы он никому не открывал дверь и не вставал на окно, потому что сетка не выдерживает тяжести и т.д.
Конечно, не стоит переусердствовать и обрисовывать в красках все возможные опасности, подстерегающие ребёнка в этом «страшном» мире на каждом шагу. Мы не должны запугать ребёнка, чтобы он боялся выходить на улицу, а научить спокойному, уверенному и безопасному поведению на улице. Устрашение не помогает. Беседы на тему безопасности возможны только при доверительных отношениях между родителями и ребёнком. Надо постараться как можно раньше развить в ребёнке чувство собственного достоинства (а не страх!), наладить гармоничные и доверительные отношения с ребёнком. В противном случае, наше чадо может утаить информацию, которая касается сохранения его личной безопасности. Именно от нас, родителей, зависит, пойдёт ли со своими проблемами ребёнок к нам или предпочтёт советы чужих людей. Нам надо стараться интересоваться всем, что происходит в жизни ребёнка, но не будем навязчивы. Не ругаем детей за искренность, даже если они признаются не в самых лучших поступках. Будем мудры, ведь каждое наше слово и каждый поступок – это вклад в копилку наших отношений. Нам надо быть внимательными к рассказам детей, при этом наблюдая за эмоциями ребёнка. «Я тебя правильно поняла, ты сейчас говорил о…», «В этот момент тебе было страшно…?» Ребёнок не должен бояться выходить на улицу или общаться с людьми, жить в окружающем мире. Он должен знать, как надо поступать в той или иной ситуации. А мы, родители, бабушки, дедушки, педагоги, ему поможем. Вместо «страшилок» дадим конкретные и понятные рекомендации: «К тебе может подойти незнакомый человек, следует находиться от него расстоянии и быстро закончить разговор, уйти…», «Ты можешь обратиться за помощью к прохожим и закричать, что ты не знаешь его, если тебя взяли за руку и повели с собой…», «Есть такие люди, которые могут быть вежливыми, ласковыми, улыбчивыми, начать обнимать тебя, целовать…обнимашки и поцелунчики – только с родными…».
Моя мама прибегала к такому методу. Она придумывала разные сюжеты с опасностью и рассказывала мне вместо нравоучений. Например(коротко). Девочка ехала в электричке, там стояла сумка бесхозная. Хорошо, что девочка не стала трогать её, потому что потом её взял мужчина и она в руке у него взорвалась. Вот, что значит трогать чужие сумки, свёртки. Другого ребёнка чужие люди на улице угостили конфетами и пригласили в гости. В конфетах оказалось снотворное, ребёнок исчез, родители не смогли найти своё дитя. По дороге на Тесну или с электрички, когда я ездила на учёбу, надо идти рядом со взрослыми, чтобы злоумышленник не подумал, что я одна, советовала мне мама. Нравоучений, запугивания никогда не было. Были домашние рассказы, даже порой ко мне не обращённые, но рассказанные при мне, для моих ушей. Осознание того, что это делалось с целью моей безопасности пришло намного позже. По прошествии многих лет понимаешь, как важно ребёнку знать полное имя собственное, родителей, близких родственников, домашний адрес, телефоны экстренных служб.
Если у вас появится возможность поиграть с ребёнком в человечков, разыграйте ситуацию, когда кого-то надо спасти. Может быть ребёнок вам назовёт номер 112 и вы похвалите его за это. В игре можно многому научить. Очень важно хвалить ребёнка, давать ему достаточно поддержки и одобрения, обнимать несколько раз в день. Надо помнить, что дети с низкой самооценкой и недолюбленные в семье – лёгкая добыча для преступников.
Любящие своих детей родители не забывают читать детям сказки, не игнорируют их, ссылаясь на современные игры. Сказки нам очень здорово могут помочь! Тему безопасности можно рассмотреть через сказки «Красная шапочка», «Волк и семеро козлят», «Три поросёнка» и др.
Если ваш ребёнок уже школьник, то действовать можно чётко и конкретно, используя открытые беседы, плакаты. А можно и совместно нарисовать разные критичные ситуации. Какого бы возраста не был ваш ребёнок, надо выстраивать и сохранять доверительные отношения. Избегайте авторитарности, категоричности суждений о безопасности.
Вопрос о сексуальном насилии сложен, конечно, для обсуждения со своим ребёнком, но только родители могут помочь ему. Интимные темы и интимные органы – часто запретная тема во многих семьях. Этого не должно быть, если вы действительно беспокоитесь за безопасность своего ребёнка. Он должен знать названия своих половых органов, пусть они будут не научными, шуточными, но он должен уметь рассказать о них, если потребуется. Например, если он увидит человека, который пытался раздеваться при детях. Так же, ребёнок должен знать, что никто из взрослых, исключая врачей и родителей в случае необходимости, не имеет права касаться его интимных частей тела. Это всегда говорит об опасности. Научите ребёнка, что объятия чужих людей, а тем более поцелуи, так же недопустимы. Не обязательно человек, который обнял вашего ребёнка, педофил или маньяк, но он может быть болен заразной болезнью, например, туберкулёзом.
Хорошо, если вы убедили своего ребёнка говорить «нет» в разных ситуациях, избегать общения с нежеланными людьми, от которых идёт дискомфорт, негатив, неприязненное отношение, опасность. Ведь мы, взрослые, стараемся не общаться с теми, кто нам неприятен, или кто подводил нас в жизни или сводим это общение к минимуму, если нельзя его избежать.
Пытаясь оградить ребёнка от возможной опасности, важно не перегибать палку. Не стоит запугивать ребёнка, иначе он в каждом взрослом будет видеть маньяка, а это не будет полезно для его психики. Будем разумны и близки со своими детьми. Доверие и разумный подход к возможной опасности, отсутствие страха и осторожность будут хорошим залогом того, что с вашим ребёнком никогда ничего не случится.
«Дети наши на свет родились, чтобы радостно жить,
Чтобы вместе играть, чтобы крепко дружить,
Чтоб улыбки друг другу дарить и цветы,
Чтоб всегда исполнялись в их жизни мечты»
Д/с 9 активно взаимодействует с пожарной частью
Разыгрывается сценка "Разведение костра в лесу и последующий пожар"
Разыгрывается сценка "Ребёнок залезает на окно"
Дети набирают службу 112
Проводится игра "Салки-приседалки" с мухоморами, которые есть нельзя
Подвижная игра " Собери светофор"
Разыгрывается сценка "Незнакомка угощает конфетами ребёнка и уводит с собой"
После Авторизации/Регистрации Вы сможете полностью управлять порталом, добавлять любые материалы, комментировать новости и фотографии.
Все будет доступно в Вашей панели управления!
Популярный комментарий