Независимый информационный портал города Кашира!
Регистрация / Авторизация

Пожалуйста, войдите под своими учетными данными или зарегистрируйтесь, что бы добавлять материалы на сайт.

Войти с помощью:


Восстановить пароль!
+17°
пасмурно ветер 4,3 м/с, Ю

Как говорить - чтобы слушали? "Я-высказывания"

Как говорить, чтобы тебя слушали, а еще лучше... слышали.
«Я – высказывания». Данная техника актуальна и для детей, и для подростков и юношей, но рассматривать мы ее будем через призму взрослых отношений.

Предположим, жена идет домой с работы, уставшая, измученная, начальник успел последние жизненные соки допить… Уже вся мыслями о мягком диване, уединении и покое. Однако, у мужа Сергея сегодня выходной, при этом он раскидал везде вещи, не выкинул мусор (от которого обещал избавиться еще с утра, а кислый запах от арбуза уже распространился по всей квартире), и плюс ко всему, супруг сообщает, что он забыл забрать ребенка из сада, мол, сходи ты, заодно и мусор прихвати…

Раздражение с каждым словом нарастает, а терпение, как мыльный пузырь при надувании, становится все менее прочным. Представим два сценария, первый – мы позволяем своим эмоциям выйти в словах и действиях. Примерно так, жестикулируя и крича, сообщаем: «Ты вообще уже обнаглел? Да ты чего весь день делал? Не работал! Валялся только!!! По дому не помогаешь! Обещал – и очередной раз не выполнил!!! Мне это уже все надоело!», и все в таком духе. Но какой будет результат? В данном посыле мы нападаем, а агрессия порождает ответную реакцию. Человек, на которого нападают, автоматически защищается. И тут вариаций ответов много, но чаще всего такой формат общения заканчивается обоюдными обидными высказываниями, оскорблениями, непониманием и конфликтом…

Техника «Я-высказывания» не обеспечит в любой ситуации прекрасный и продуктивный диалог (волшебных пилюль не существует), однако, она даст хоть какой-то шанс тому, что Вас услышат. Суть ее заключается в том, чтобы говорить о своих мыслях, чувствах, намерениях и состояниях, внимание (!), не обижая другого человека, не задевая и не обвиняя его! (Данный подход был предложен психологом Томасом Гордоном). Когда мы говорим: «Ты – дурак!», велика вероятность услышать что-то подобное в ответ, и это естественная реакция. «Ты не прав! Ты не слышишь! Ты всегда себя так ведешь!» - вот с каких вроде бы безобидных фраз чаще всего начинается ссора. Наша задача максимально взять себя в руки, с уважением к себе и к собеседнику обращаться не с позиции «ТЫ», а с позиции «Я». Чаще можно в рекомендациях увидеть следующий возможный шаблон: «Когда (факт)… Я чувствую (чувства)… потому что (объяснение). Я хотел бы (желание)…».

Итак, второй сценарий. Мы постараемся описать нашу ситуацию и позже обратиться к приему. Первое, что нам нужно понять, самое важное это не очередность сказанных слов, а наш эмоциональный посыл, тон, желание донести человеку информацию и при этом нежелание его обидеть или оскорбить. Пример ответа, спокойным тоном: «Сереж, у меня был очень тяжелый день, сегодня наш начальник решил взвалить на меня месячную нагрузку, и, единственное, что бы я хотела сейчас, это немного полежать (мы отразили ситуацию). Когда ты обещаешь выбросить мусор и забрать вовремя ребёнка из сада, а вечером просишь меня это сделать, я очень расстраиваюсь, потому что устала и потому что надеялась, что это давно сделано. Мне бы очень хотелось, чтобы у меня была возможность полежать часок, а позже я приготовлю на всех ужин (Я-высказывание), хорошо?».

Сравните следующие фразы:
«Ты постоянно игнорируешь меня!» - «Мне кажется, ты не слушаешь меня».
«Сколько можно брать мои вещи?» - «Мне неприятно, когда ты берешь мои вещи без спроса. Предупреждай, пожалуйста, заранее».
«Ты ужасно себя ведешь!» - «Я огорчаюсь, когда ты так себя ведешь, не веди пожалуйста так».
«Ты постоянно на работе, только она тебя и интересует!» - «Мне очень одиноко по вечерам без тебя, хотелось бы чаще тебя видеть».
«Ты вечно перебиваешь!» - «Мне тяжело говорить, когда меня перебивают, я сбиваюсь. Давай я договорю, а потом ты задашь уточняющие вопросы».

Данный подход позволяет снижать уровень накала, ведь мы не «ТЫ-чем», мы говорим в большей степени о себе, о своих чувствах и переживаниях, мы чаще используем слова «мне», «меня», однако, еще раз укажу, самое важное здесь – это желание донести свою позицию без принижения достоинства своего собеседника. Таким образом мы не заставляем человека защищаться, мы приглашаем его к конструктивному диалогу. Были проведены массовые исследования, которые показали эффективность данной речевой конструкции. Но для любого навыка необходима тренировка. Используете ли Вы подобную технику в повседневной жизни? Попробуйте привести примеры фраз, провоцирующих конфликт, и фраз – «Я-высказываний».

Ваш психолог Елена Байбакова, Член Международной Профессиональной Ассоциации Психологов (МПАП)

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Войти с помощью:

После Авторизации/Регистрации Вы сможете полностью управлять порталом, добавлять любые материалы, комментировать новости и фотографии.

Все будет доступно в Вашей панели управления!

Добавить комментарий